Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова намерен провести масштабную реформу подразделений вуза. Детали проекта стали известны изданию «Коммерсант». Презентация реформы вуза состоится на ближайшем заседании попечительского совета МГУ.
Ожидается, что в 2021 году в МГУ им. Ломоносова появится 7 научно-образовательных школ:
- «Космос»;
- «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»;
- «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект»;
- «Математические методы анализа сложных систем»;
- «Молекулярные технологии живых систем и синтетическая биология»;
- «Фотонные и квантовые технологии. Цифровая медицина»;
- «Будущее планеты: глобальный экологический мониторинг».
Чем займутся научно-образовательные школы
- В рамках школ ученые разных направлений объединятся для работы над перспективными проектами.
- В каждую из школ будет включено по несколько факультетов. Основной упор сделают на современную подготовку студентов, а главным станет образовательный компонент.
- Каждая школа займется одним-двумя стратегическими проектами.
- По словам декана географического факультета МГУ Сергея Добролюбова, при школах сформируют международный совет «как высший орган стратегического управления», а также будут руководитель и соруководители.
Контекст
- В январе 2019 года президент России Владимир Путин, возглавляющий попечительский совет МГУ им. Ломоносова, предложил объединить некоторые факультеты вуза, чтобы избежать «клонирования» кафедр и факультетов по одним и тем же специальностям.
- В апреле 2020 года ректор университета Виктор Садовничий заявил, что 42 факультета вуза могут быть объединены в 14–16 научных школ.
- 7 октября 2020 года Садовничий заявил, что в МГУ появится 7 научно-образовательных школ, их создадут в рамках новой программы развития университета до 2030 года.
Реакция студентов и преподавателей
Инициативная группа МГУ (общественное объединение студентов, аспирантов и преподавателей университета) негативно оценила информацию о реформе.
- По словам участников группы, в новой концепции проекта «переименованы школы и заново перемешаны факультеты, что вызывает сомнения в декларируемых целях реформы».
- Проект реформы пока не опубликован и не вынесен на обсуждение коллектива ВУЗа, отметили участники группы. По их словам, любые структурные изменения в университете должны проходить после полноценного обсуждения со всеми студентами и преподавателями.
- Также представители вуза подчеркнули, что аналогичные реформы в других вузах – МФТИ и ВШЭ – привели к централизации управления и ликвидации автономии факультетов.
Подобный опыт
ВШЭ. В 2014 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» объявил о структурных изменениях внутри вуза. Суть реформы - отказ от кафедр, формирование в новых структурах «сетки» больших проектов и научно-исследовательских и проектных подразделений. В 2018 году 28 факультетов и 158 кафедр ВШЭ были преобразованы в 14 факультетов и 50 школ. В 2020 году в ВШЭ было реорганизовано еще три факультета.
МФТИ. В 2016 году в Московском физико-техническом институте начался процесс создания физтех-школ. Ректорат МФТИ мотивировал это решение необходимостью повышения управляемости вуза. До конца 2017-2018 учебного года работу 11 факультетов МФТИ координировали 6 физтех-школ и 1 институт. В 2018-2019 учебном году набирать студентов на первый курс стали не на факультеты, а в физтех-школы.
Положение МГУ им. Ломоносова в мировых рейтингах 2020 году
- Согласно предметному рейтингу университетов международного исследовательского центра Quacquarelli Symonds (QS) в марте 2020, МГУ им. Ломоносова вошел в топ-100 лучших вузов мира по 4 из 5 предметных областей – («Естественные науки» - 21-е место, «Искусство и гуманитарные науки» — 47-е место, «Социальные науки и менеджмент» — 54-е, «Инжиниринг и технологии» — 59-е.
- В рейтинге лучших вузов планеты по версии QS в июне 2020 университет занял 74-е место.
- В ноябре 2020 МГУ им. Ломоносова занял 37 место в глобальном репутационном рейтинге университетов World Reputation Rankings от Times Higher Education.