Культурный кодДеталиЭкология

В Мумбаи избавились от старых двухэтажных автобусов. Что не так с «колониальным» транспортом

Двухэтажные автобусы впервые появились в Мумбаи благодаря британским колонизаторам в 1930-х — позднее этот транспорт стал очень востребован. Также своей невероятной популярностью он обязан индийским фильмам.

Несмотря на огромную известность «колониальных» даблдеккеров, в Мумбаи приняли решение от них отказаться и заменить на более экологичные машины.

Что произошло

Жители Мумбаи вынуждены попрощаться со старыми двухэтажными автобусами на фоне модернизации транспортной сети в городе. Об этом пишет Bloomberg.

Фото: Gandharva Purohit / BESTpedia
  • Автобусный оператор Мумбаи — Brihanmumbai Electric Supply and Transport Enterprise (THE BEST Enterprise) — решил отказаться от старых моделей двухэтажных автобусов в пользу более современных и экологичных версий. Решение было принято в рамках продолжающегося перехода города к «‎зеленой»‎ экономике, отмечает Bloomberg. В планах компании — расширить свой автопарк новыми моделями «‎двухэтажников»‎.
Фото: Zuma / TASS

Новые модели двухэтажных автобусов оснащены кондиционером и более экологичны, поэтому использовать их выгоднее. Но для нас, местных жителей, со старыми машинами связано множество воспоминаний.

Ятин Ангаре
автомобильный инженер
  • Индийский двухэтажный автобус обязан своей огромной популярностью болливудским фильмам. Например, он появляется в картине 1980 года «‎Красивая жизнь»‎: герои пытались догнать двух красавиц, которые уезжали на двухэтажном автобусе. На нем также катается мальчик с дислексией из ленты «‎Звездочки на земле»‎ (2007)
  • На прошлой неделе группа из 90 поклонников старых моделей двухэтажных автобусов собралась на «‎проводы»‎ транспорта, прежде чем он отправился «‎в последнее путешествие»‎. По их мнению, старые двухэтажные автобусы — гордость Мумбаи и его визитная карточка.

Эмоции, которые я испытываю к автобусам Мумбаи, невозможно выразить словами. Я могу лишь сказать, что этот город — ничто без них.

Анкур
поклонник двухэтажных автобусов, фотограф
  • Любители старых двухэтажных автобусов надеются, что не все из них отправятся на свалку металлолома. Некоторые организации выступили с призывом сохранить одну из моделей для автобусного музея. Представитель THE BEST Enterprise заявил, что компания изучает данное предложение.
Фото: Kunal Vimal

История вопроса

  • В Мумбаи (в прошлом — Бомбей) двухэтажные автобусы впервые были введены в эксплуатацию в бытность Индии британской колонией в 1937 году для того, чтобы сделать город максимально похожим на Лондон. Кроме того, быстрорастущий Мумбаи нуждался в улучшении транспортной сети. В результате на дороги города вывели почти 900 двухэтажных автобусов.
  • Их роль в транспортной сети увеличивалась вместе с экономическим ростом города и Индии. В 1997-м BEST Enterprise представила двухэтажные автобусы с открытой крышей, которые курсировали по живописному маршруту вдоль Аравийского моря. Таким образом в город пытались привлечь туристов.
  • «‎Эти автобусы стали чрезвычайно популярны как среди влюбленных, так и среди детей, особенно много на них катались по воскресеньям‎, — отметил Бхарат Готоскар, основатель туристического агентства Khakhi Tours. — Сидя на втором этаже, вы, словно на экране телевизора, могли любоваться городом»‎.
  • На фоне отказа Мумбаи от старых двухэтажных автобусов многие обеспокоились тем, что город с населением свыше 22 млн человек и без того перегруженной транспортной сетью столкнется с серьезными проблемами из-за того, что на обновление парка современными моделями даблдеккеров потребуется значительное время. По мнению критиков этого решения, оператору не стоило так резко отказываться от старых автобусов.

Досье

  • Одно из основных преимуществ двухэтажных автобусов перед одноэтажными — возможность перевозить больше пассажиров, не занимая при этом дополнительное место на дороге. Их небольшая ширина также облегчает навигацию на узких дорогах. 
  • К сегодняшнему дню двухэтажные автобусы стали важной частью экскурсионного туризма, поскольку открывают перед путешественниками лучшие городские виды.
  • Но такой транспорт не лишен и недостатков. Хотя двухэтажные автобусы и имеют большую пассажировместимость, они более травмоопасны из-за необходимости подниматься на второй этаж по узкой лестнице. Также на верхний уровень не могут забраться люди с ограниченными возможностями и женщины с колясками.
  • Людям, которые сидят на втором этаже, в час пик может быть трудно добраться до выхода — для этого им придется стоять в очереди дольше, чем если бы они ехали на обычном автобусе.
  • Двухэтажный транспорт может двигаться далеко не по всем дорогам. Если район не предназначен для такого высокого автобуса, то верхний этаж может во что-то врезаться. Для даблдеккеров нужны специальные высокие гаражи и мастерские. Помимо этого, у двухэтажных автобусов низкая маневренность.
  • Многие считают этот вид транспорта неэкологичным — по мнению критиков, если двухэтажный автобус не «‎забит»‎ полностью, то он зря потребляет энергию и дополнительные затраты на его обслуживание, по сравнению с обычными, напрасны.

Мировая практика

К сегодняшнему дню двухэтажные автобусы в некоторых странах и отдельных городах стали неотъемлемой частью их жизни, а в других так и не прижились.

  • Двухэтажные автобусы, ставшие символом Лондона, здесь активно модернизируются. Например, в 2015-м их решили сделать «зелеными». Впервые на дорогах электрические версии появились год спустя. Транспорт оснастили аккумуляторами, они позволяют двигаться без подзарядки порядка 190 км. Через несколько лет на дорогах Лондона появились двухэтажные автобусы с водородными двигателями, которые также позиционировались как «‎зеленые»‎. Однако некоторые эксперты раскритиковали их за дороговизну и низкую эффективность для экологии — якобы более половины энергии при получении водорода для автобусов тратится впустую.
  • В Ирландии почти все автобусы, курсирующие в Большом Дублине и его окрестностях, — двухэтажные. Парк компании-оператора насчитывает более 1 тыс. таких моделей. В отличие от лондонских, красят их, как правило, в зеленый цвет. На дорогах Ирландии также колесят электрические и водородные модели.
  • В Гонконге первые двухэтажные автобусы в 1949 году представила компания Kowloon Motor Bus. С тех пор они стали очень популярными. Сегодня большинство автобусов, курсирующих по региону, — двухэтажные, и все они оснащены кондиционерами. 
  • ‎Вывести двухэтажные автобусы на дороги также пытались в СССР. Однако как общественный транспорт они не прижились, поскольку с ними был связан целый ряд неудобств. Например, высота, на которой находились кабели, проложенные для троллейбусов, «двухэтажнику» оказались слишком низкими. В результате специально для них провода подняли еще на метр. Но обычные троллейбусы до них уже не «дотягивались». При этом двухэтажные автобусы были очень маломаневренными. В результате в Москве они скорее прижились как экскурсионный, чем полноценный общественный транспорт.

Фото обложки: Gandharva Purohit / BESTpedia

Копировать ссылкуСкопировано