КиноДетали

В прокат вышел фильм «Безмолвное братство» с Джудом Лоу: почему триллер о националистах из 1980-х сравнивают с современными США

Австралийский режиссер Джастин Курзель в своем фильме «Безмолвное братство» рассказывает историю, основанную на реальных событиях. В центре сюжета — опытный агент ФБР Терри Хаск, или Джуд Лоу, который идет по следу неонацистов, намеренных свергнуть правительство. Речь об «Ордере» — радикальной группировке, известной терактами и ограблениями в США 1980-х.

«Безмолвное братство»: актеры, трейлер

В российский прокат вышел фильм «Безмолвное братство» — триллер австралийского режиссера Джастина Курзеля с элементами детектива и полицейского боевика. Мировая премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале.

Действие разворачивается в 1983 году. Опытный агент ФБР Терри Хаск (Джуд Лоу) расследует серию терактов, ограблений и жестоких убийств. Он приезжает в тихий городок на Северо-Западе США, где орудует группировка националистов, намеренная устроить вооруженный мятеж и свергнуть правительство. Их главное средство «переговоров» — теракты, а способ заработка — грабежи банков и инкассаторских фургонов. Возглавляет радикалов безжалостный, но харизматичный лидер Боб Мэтьюс (Николас Холт). И по законам жанра в напряженной борьбе выживет только одна сторона. 

Портал «Бюллетень кинопрокатчика» не включил «Безмолвное братство» в список предполагаемых лидеров по сборам за уик-энд 5–8 декабря. Аналитики отмечают, что триллер рассчитан на «более взрослую и продвинутую аудиторию», поэтому большую кассу вряд ли соберет: предпродажи на выходные составили всего 99,2 тыс. рублей

Что известно о группировке The Order

Австралиец Джастин Курзель наиболее известен по экранизации трагедии Уильяма Шекспира «Макбет» с Майклом Фассбендером в главной роли и фильму «Кредо убийцы» по мотивам популярной компьютерной игры Assassin’s Creed. Но эти ленты, скорее, исключение в творчестве режиссера. Обычно он работает над проектами, в основе которых — реальные события: истории серийных убийц, массовых стрелков или грабителей. Например, Курзель снял «Подлинную историю банды Келли» (2019) — вестерн о легендарном грабителе и народном мстителе Неде Келли. А драму «Нитрам», которая вышла в 2021 году, называли «фантазией» по мотивам самого массового убийства в Австралии. 

«Безмолвное братство» продолжает традицию Курзеля. Это, по сути, экранизация книги американских журналистов Кевина Флинна и Гарри Герхарда The Silent Brotherhood. Они расследовали деятельность националистической группировки The Order («Ордер»), которая сформировалась в Вашингтоне в начале 1980-х. Члены организации верили, что правительство США контролируется евреями. Их «настольной книгой» были «Дневники Тернера» Уильяма Пирса — неонацистский роман о будущем США с расовыми конфликтами, депортациями и уничтожением этнических меньшинств. Чтобы заработать на борьбу с властями, «Ордер» промышлял подделкой денег, ограблениями банков и инкассаторов. 

Джастин Курзель
Фото: Marechal Aurore / ABACA / TASS

С тех пор как мы сняли и смонтировали фильм, а теперь он вышел в прокат, ситуация вокруг нас не раз изменилась. И, очевидно, теперь, после выборов в США, о фильме заговорили по-другому. Насколько мы разделены или насколько мы близки? И меня действительно заинтриговал этот вопрос: люди следуют за Бобом Мэтьюсом, потому что они верят в идеологию, разжигание ненависти, в такого рода насилие? Или они идут за ним, потому что он единственный, кто их слушает?

Джастин Курзель
режиссер фильма «Безмолвное братство»

Рецензии на фильм «Безмолвное братство»

На Rotten Tomatoes у картины 91% положительных рецензий. Критики сравнивают его с сериалом «Настоящий детектив» и работами Майкла Манна («Схватка», «Джонни Д.»), называют «крепким боевиком» с напряженным сюжетом и детальной стилизацией под эпоху 1980-х. При этом отмечают, что «Безмолвное братство» страдает от «белых пятен», нераскрытых линий и жанровых клише. 

Это история столкновения мужских характеров, она очень выразительная, захватывающая. И, самое главное, это кино, которое, будучи показанным в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля этого года, как будто бы предлагает вернуться кинематографу к неким старым моделям мужества — старомодным, серьезным, маскулинным, ответственным и готовым к борьбе со злом. Мне кажется, фильм у нас будет пользоваться популярностью, потому что, во-первых, в нем есть звезда, мы любим именно звезд того поколения. Во-вторых, это история в очень популярном у нас жанре — полицейские охотятся на разбойников.

Егор Москвитин кинокритик, обозреватель журнала «Правила жизни» 

Дело происходит в 1980-е, но прозрачно отсылает к сегодняшнему дню. Легко догадаться, что именно послужило поводом для создания этого исторического фильма: на финальных титрах впрямую упоминается штурм Конгресса в январе 2021 года. Неонацистская библия «Дневники Тернера», красная книжица, которая не раз попадает в кадр, и сегодня продолжает волновать неокрепшие умы. Курзель, впрочем, не занимается пропагандой, максимум просвещением, и находит в этой мрачной эпопее возбуждающий пульс триллера.

«Кинопоиск»

Джастин Курзель уже изображал белого убийцу с манифестом в руках. И не раз. Одно дело, когда режиссер представляет вариации на одну и ту же тему на протяжении всей своей карьеры, и совсем другое, когда он перестает нас удивлять или находить новый подход к одной и той же истории. Каким бы искусным режиссером он ни был — а фильм не лишен хороших экшн-сцен, — эта кровавая картина не предлагает нам ничего нового. «Братству» мешает и Николас Холта, который хоть и харизматичный, но недостаточно грозный.

IndieWire

Джастин Курзель — режиссер, тонко чувствующий характер персонажей и глубоко понимающий важность фона. Он использует суровую красоту Северо-Запада и Тихого океана, чтобы сопоставить нетронутую природу с уродством человека. Здесь явно прослеживается влияние таких фильмов об ограблениях, как «Вор» Майкла Манна. Это плотная и динамичная картина, которая оставляет достаточно места для размышлений об ужасных параллелях с нашим временем.

Entertainment Weekly

Фильмы о националистических группировках

«Московские новости» собрали картины, в которых главные герои борются с ультраправыми и радикальными националистами в США — все по-своему. 

«Миссисипи в огне» (1988) 

«Кинопоиск» — 7,7; IMDb — 7,8; Rotten Tomatoes — 79%

Фильм переносит зрителей в 1964 год, когда в Миссисипи убили трех активистов из Лиги по защите прав человека. Найти преступников должны агенты ФБР Руперт Андерсон (Джин Хэкмен) и Алан Уорд (Уиллем Дефо). Местный шериф чинит им препятствия, а его жена вдруг открывает секрет, бросающий тень на главных людей в городе — участников кровавого заговора. 

«Время убивать» (1996)

«Кинопоиск» — 7,8; IMDb — 7,5; Rotten Tomatoes — 67%

Действие фильма Джоэла Шумахера тоже разворачивается в Миссисипи. Из-под ареста отпускают двух белых мужчин, которые изнасиловали и пытались убить темнокожую девочку. Ее отец вершит самосуд и расстреливает преступников. Теперь ему грозит газовая камера. Опытному адвокату, который не проиграл ни одного дела, предстоит добиться признания невиновности своего клиента. При этом на присяжных пытаются надавить боевики Ку-клукс-клана. 

«Черный клановец» (2018)

«Кинопоиск» — 6,8; IMDb — 7,5; Rotten Tomatoes — 96%

По сюжету темнокожий детектив Рон Сталворт по телефону вербуется в Ку-клукс-клан, чтобы разоблачить планы расистской группировки. Но на сходку отправляет белого напарника-еврея. Главные роли в комедии, основанной на реальных событиях, сыграли Джон Дэвид Вашингтон и Адам Драйвер. Фильм получил Гран-при Каннского фестиваля – 2018. 

«Иуда и черный мессия» (2020) 

«Кинопоиск» — 6,4; IMDb — 7,4; Rotten Tomatoes — 96%

В 1968 году в Чикаго на угоне машины ловят темнокожего преступника Уильяма О’Нила, который идет на сделку с ФБР: внедряется в отделение радикальной группировки «Черные пантеры» и втирается в доверие к ее лидеру Фреду Хэмптону, который то призывает к вооруженным восстаниям, то заключает союз с белыми и латиноамериканцами.

Фото обложки: AGC Studios

Копировать ссылкуСкопировано