Рособрнадзор по поручению правительства обсуждает альтернативный госэкзамену механизм оценки абитуриентов, пишет «Коммерсант». Одно из предложений предполагает создание специального досье с информацией об успехах детей в спорте, их участии в олимпиадах и волонтерской деятельности, другими данными.
- Вести портфолио предлагают с четвертого класса.
- Достижения школьников смогут конвертировать в баллы, которые будут учитываться при поступлении в вузы.
- Авторы инициативы допускают, что при достаточном количестве баллов абитуриенты смогут не сдавать госэкзамены.
- Портфолио будет предоставляться в цифровом виде.
В настоящее время Рособрнадзор обсуждает инициативу с Минпросвещения, Минспорта, Минкультуры и Росмолодежью.
Детали
Авторы инициативы считают, что новый подход позволит учитывать достижения детей с раннего возраста. В частности, по словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, награды за олимпиады перестанут быть «грамотами на стенке».
- Сейчас участие в научных состязаниях в 7-8 классе не дает школьникам каких-либо бонусов при поступлении в вуз. Только участие и победа в олимпиадах в старших классах дает бонусы при зачислении и в случаях победы — возможность стать студентом, минуя ЕГЭ.
- Так называемые «черные метки» и двойки за поведение в портфолио вносить не будут.
- Предполагается, что все достижения и оценки в портфолио будут выставляться через верифицированные организации. В регионах уже есть центры оценки качества образования. Возможно, механизм проверки будет создан на базе этой сети.
Инициатива не затронет выпускников, заканчивающих школу в ближайшие два года. На первом этапе ведомствам предстоит сформировать федеральный перечень из культурных, спортивных, волонтерских центров, «которые заслуживают доверия» для выставления оценок в портфолио.
Что будет с ЕГЭ
Полностью отказываться от сдачи ЕГЭ в Рособрнадзоре не планируют. Иначе, считают в ведомстве, возникнут неравные условия для абитуриентов из сельской местности и некоторых регионов, которые не имеют таких широких возможностей для участиях в олимпиадах, спортивных соревнованиях и волонтерской деятельности, как ученики школ в крупных городах.
- ЕГЭ будет трансформироваться и «принимать другие формы» с учетом цифровизации.
- Как отметил глава Рособрнадзора, 2020 год продемонстрировал, что не всем выпускникам нужен ЕГЭ для поступления: 70 тыс. абитуриентов не сдавали его, хотя заявили об участии в госэкзамене.
Кто сейчас поступает в вузы без представления результатов госэкзамена
- Призеры и победители всероссийских и международных олимпиад, а также олимпиад из Перечня Минобрнауки, зачисляются без экзаменов или с большими послаблениями. Например, победители олимпиады МГУ либо поступают без ЕГЭ, либо за победу в научном состязании им полагается 100 баллов по предмету, необходимому для поступления.
- Чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр поступают в вузы без экзаменов.
- Те, кто идет на программы второго высшего образования, сдают внутренние экзамены вузов по профильным предметам.
- Студенты, которые переводятся из одного университета в другой, не проходят дополнительных испытаний — они сдают академическую разницу.
- Абитуриенты-иностранцы сдают вступительные экзамены в самом вузе.
- Люди с ограниченными физическими возможностями, по причине инвалидности освобожденные от ЕГЭ, получают разрешение пройти экзаменационные испытания по профильным предметам в выбранном вузе.
Как оценивают абитуриентов в разных странах мира
Спортивные стипендии есть в десятках стран мира, они покрывают обучение полностью или частично для тех, кто участвует в соревнованиях на профессиональном уровне. Получить их можно в Италии, Испании, Германии, Великобритании, Франции, Чехии, Словении, Сербии, Австрии, Финляндии, Литве и в ряде других стран.
- По мнению некоторых экспертов, Россия пытается идти по пути США, где абитуриенты зачисляются на основе не только теста, аналогичного ЕГЭ, но и с учетом достижений, в том числе спортивных. Модели портфолио там разрабатывают сами вузы и объединения учебных заведений вместе с профессиональными ассоциациями и научно-исследовательскими коллективами.
- В Британские Кембридж и Оксфорд абитуриент, помимо IELTS с результатами не ниже 7.0 балла, должен предоставить резюме и мотивационные письма, которые в основном посвящены учебе, достижениям и интересам вне учебы. Будущему студенту также может быть предложен тест или письменное задание по профильному предмету.
- Претендентам на зачисление во многие зарубежные вузы нужно предоставить сертификаты о призовых местах в национальных олимпиадах, примеры участия в волонтерских проектах и художественные работы для поступающих на творческие направления. Также требуются рекомендательные письма и эссе.
Источник фото: Стоян Васев/ТАСС