Культурный кодДетали

В России может появиться фонд для поддержки разработчиков патриотических компьютерных игр

Деньги предлагается выделять на создание игр, популяризирующих национальную культуру и историю.

Русские персонажи регулярно появляются в зарубежных играх и нередко становятся мемами из-за стереотипных образов, акцента и странных имен.

Как сообщает издание «Коммерсант», в последнюю редакцию так называемого второго пакета мер поддержки ИТ-отрасли вошло предложение по созданию Фонда поддержки разработки игровых проектов (компьютерные, мобильные и онлайн-игры), которые популяризируют русскую культуру и историю.

  • По информации издания, идею продвигали Mail.ru Group и «Яндекс».
  • Фонд игр будет работать аналогично Фонду кино, который софинансирует выпуск фильмов на возвратной основе. Механизм отбора проектов прорабатывается.
  • Госфинансирование снижает риски, что поможет привлечь в индустрию частных инвесторов.
  • Эксперты считают, что Фонд не сможет решить проблемы игровой индустрии в России. Так, владелец порталов «Канобу» и «Игромания» Гаджи Махтиев отметил, что российские разработчики в первую очередь ориентируются на глобальный рынок, где такой контент может оказаться невостребованным.

История вопроса

О финансовой поддержке разработчиков игр власти говорили еще в 2010 году. Тогда компания 1C попросила выделить 500 млн рублей на реализацию проекта по созданию шести серий военных игр-симуляторов. С их помощью планировали воспитать в детях патриотизм и не позволить фальсифицировать историю.

  • В 2019 году о необходимости поддержать разработчиков заявил депутат от ЛДПР Василий Власов. Он выступил против инициативы некоторых коллег о запрете компьютерных игр и отметил, что России «нужно создавать собственный контент, а не пенять на зарубежный».
  • В 2020-м Mail.ru Group обратилась к Владимиру Путину с просьбой помочь игровой индустрии.
  • Есть и те, кто выступают против инициативы. Например, член комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Евгений Марченко  заявил, что «финансировать из бюджета — это перебор, пусть зарабатывают сами, пока им это разрешено».

Мировая практика

  • Одна из наиболее успешных программ поддержки работает в Великобритании. В августе 2020 года правительство сообщило, что за год было потрачено 355 млн фунтов стерлингов на создание более чем 150 видеоигр. Всего с 2014 года, когда ввели налоговые льготы для разработчиков, было потрачено около 3,7 млрд фунтов стерлингов на создание 1375 видеоигр.
  • В Канаде с 2010 года работает частно-государственный фонд Canada Media Fund, который финансирует создание оригинального контента, в том числе видеоигр. Средства в фонд поступают от местных вещательных компаний и федерального правительства. При поддержке фонда была создана, в частности, популярная игра Outlast.

    В 2020 году возможность получать госфинансирование появилась у разработчиков игр из Германии. Правительство готово покрыть до 50% затрат на производство. Чтобы претендовать на грант, нужно подтвердить надежность общего финансирования. Кроме того, проекты должны пройти тест на определение культурной ценности.

Госзаказы в США

Армия США уже более 20 лет использует компьютерные игры для обучения солдат. Их создание финансируется из госбюджета.

  • Full Spectrum Warrior была разработана в 2004 году производителем THQ при финансовой поддержке армии США. Было выпущено две версии игры: одна для массовой публики, вторая для подготовки солдат.
https://www.youtube.com/watch?v=tMbHpttZp68&ab_channel=ENGELBRUTUS
  • В 2007 году была представлена обучающая игра Tactical Iraqi для офицеров, отправляющихся в Ирак. Они могли освоить основы языка и получить знания о местной культуре. С помощью игры период обучения сократился с нескольких месяцев до 80 часов.
  • America’s Army — серия игр, предназначенных для обучения и вербовки потенциальных солдат. Первая версия вышла в 2002 году. Проект финансируется правительством США и распространяется бесплатно.
https://www.youtube.com/watch?v=NFc36ysBZ0A&feature=youtu.be&ab_channel=AmericasArmy

Русские в компьютерных играх

Одной из первых игр, где появился русский персонаж, была японская Street Fighter. Прототипом «Красного Циклона» стал советский борец вольного стиля Виктор Зангиев. Изначально персонажа должны были звать Водка Гобальски, но в финальной версии его все же переименовали в Зангиева. По сюжету он патриот, которые борется не за деньги, а за родину. Его боевой клич: For Mother Russia! Любопытно, что в игре появляется фигура Горбачева. Между боями он вместе с Зангиевым танцует гопак.

https://www.youtube.com/watch?v=ejJIILrrb0E&feature=youtu.be&ab_channel=powerrun
  • В японской серии игр Tekken появляется русский ученый с итальянским именем Джеппетто Босконович. Он любит водку и шахматы, а в 12 лет собрал свою первую баллистическую ракету. По сюжету Босконович теряет дочь и задается целью воскресить ее. Он добился успеха в клонировании и создании андроидов, а вот с боями у ученого не клеится: из-за больной спины персонаж в схватке ведет себя непредсказуемо.
https://www.youtube.com/watch?v=G-RlwXo5HM0&feature=youtu.be&ab_channel=MEHDI
  • В американской игре Overwatch появляется персонаж Александры Заряновой по прозвищу Заря. Девочка родилась в Сибири и была свидетельницей восстания роботов. Русской армии удалось победить в этой войне, но случившееся сказалось на характере Зари. Она стала одной из самых сильных женщин в мире, а когда машины вновь восстали, пожертвовала блестящей спортивной карьерой, чтобы защитить свою родину.
https://www.youtube.com/watch?v=mco_Gf2eOcA&feature=youtu.be&ab_channel=OverwatchRU
  • В игре Metal Gear Solid 3: Snake Eater появляется карикатурный русский злодей — командующий стратегическими операциями Советского Союза, полковник ГРУ Евгений Волгин. Действие происходит в середине 1960-х годов. Волгин пытается захватить контроль над СССР, свергнув Хрущева и поставив на его место Косыгина.
https://www.youtube.com/watch?v=kbkeObRyORs&ab_channel=Pizzomane
  • В основу советской кампании Call of Duty 2 легла история рядового Василия Козлова. Действие происходит на улицах Сталинграда. Советская армия в игре показана хорошо организованной: солдатам удается дать отпор врагу даже в самых сложных ситуациях.
https://www.youtube.com/watch?v=tX3x_3Yygy8&ab_channel=AFGuidesHD
  • В Call of Duty: World at War сыграть предлагают за солдата Дмитрия Петренко. Кампания охватывает период с осени 1942 по 1945 год. Петренко доходит до Берлина и поднимает флаг над Рейхстагом. Вместе с ним этот путь проходят командир Виктор Резнов и пацифист Чернов.
https://www.youtube.com/watch?v=3_J1ZWz6aEU&ab_channel=RetroDre
Копировать ссылкуСкопировано