Правила игрыДетали

В России производители дронов раскритиковали законопроект Минтранса о платной сертификации беспилотников

Помимо обязательной сертификации, инициатива также предусматривает получение специального свидетельства для пилотов судов до 115 кг.

Сейчас Минпромторг собирает претензии участников рынка, чтобы предоставить их Минтрансу. 

Бриф

Что происходит: участники рынка беспилотников высказались против законопроекта Минтранса, в рамках которого малые дроны необходимо будет сертифицировать.  

Что может измениться: также инициатива ведомства предусматривает прохождение специальной подготовки для получения разрешения на управление дроном. 

Что говорят: участники рынка утверждают, что законопроект не соответствует международным нормам. Он может заблокировать производство дронов, а также сократить их использование.  

Но при этом: президент Владимир Путин подписал закон, отменяющий лицензирование разработки и производства легких дронов. 

Что произошло

Участники рынка беспилотных авиационных систем (БАС) раскритиковали законопроект Минтранса, согласно которому необходимо будет обязательно сертифицировать производителей беспилотников и их компоненты. Об этом сообщает «Коммерсант»‎. 

  • В 2020 году Минтранс уже предпринимал попытку ввести требования подобного рода, но проект решили отложить. 
  • 9 июля 2021 года заместитель главы департамента авиапромышленности Минпромторга Михаил Богатырев попросил участников рынка беспилотников представить свою позицию относительно отмены обязательной сертификации. В ведомстве намерены направить возражения представителей отрасли в Минтранс. 

Что может поменяться 

  • Инициатива Минтранса подразумевает, что пилоты сверхлегких дронов (до 115 кг) должны будут пройти подготовку в авиационных учебных центрах по федеральным авиационным правилам (ФАП), чтобы получить специальные свидетельства для управления беспилотником. Сейчас для управления дроном нужно зарегистрировать воздушное судно в Федеральном агентстве воздушного транспорта (ФАВТ). При этом сертификат летной годности и свидетельство внешнего пилота необходимо только при условии, если дрон весит более 30 кг.
  • Также предполагается, что дроны со взлетной массой от 250 г до 25 кг должны будут пройти сертификацию, оплачивать которую придется самим производителям. 
  • Беспилотники нужно будет оснастить транспондерами и приемопередающими устройствами для мониторинга полетов. 
  • Кроме этого, владельцы летательных аппаратов должны будут провести обязательный осмотр дрона перед тем, как поставить его на учет. 

Что говорят 

  • В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) отметили, что стандарты Международной организации гражданской авиации не требуют обязательной сертификации беспилотников. При этом отсутствие конкретики по поводу сроков, условий и оснований принятия решения со стороны госорганов относительно сертификации могут стать коррупциогенным фактором. 
  • Представители отрасли считают, что нововведения заблокируют рынок производства и разработки российских беспилотников. В ассоциации отметили, что сложность сертификации должна соответствовать степени риска различной техники.
  • Кроме того, производители прогнозируют падение рынка в случае принятия законопроекта, поскольку бизнесу придется выделять деньги на увеличение штата и закупку дополнительного оборудования. 
  • По итогам 2020 года объем государственных контрактов с использованием беспилотников составил 1,5 млрд рублей. Эксперты предполагают, что сертификация будет обходиться предприятию в 90-100 млн рублей. 
  • В Zala Aero Group (входит в ГК «Калашников») заявили, что принятие инициативы может повлиять на уровень национальной безопасности, поскольку тысячи беспилотников мониторят объекты трубопроводного транспорта, решают экологические задачи и выполняют поисково-спасательные операции, а также картографо-геодезические работы. Законопроект в свою очередь поднимет стоимость летательных аппаратов. 

Но при этом 

В последнее время правительство России пытается упростить законы, которые усложняют развитие цифровой экономики, например снимают некоторые ограничения на применение беспилотных систем в промышленности. 

  • В начале июля 2021 года Владимир Путин подписал закон, который предусматривает отмену лицензирования разработки и производства дронов и коптеров весом до 30 кг. Ранее оно фактически приравнивалось к гражданскому выпуску любых воздушных судов.
  • Решение приняли для стимулирования развития беспилотников в отечественной промышленности, чтобы выйти как на внутренний, так и на внешний рынок. 
  • Разработанный Минтрансом федеральный проект «Инфраструктура беспилотных и подключенных транспортных средств» предусматривает выделение на развитие беспилотных видов транспорта и на подготовку инфраструктуры для них 490 млрд рублей из федерального бюджета и еще 348 млрд внебюджетных средств до 2030 года. 
Копировать ссылкуСкопировано