Бриф
Что происходит: участники рынка беспилотников высказались против законопроекта Минтранса, в рамках которого малые дроны необходимо будет сертифицировать.
Что может измениться: также инициатива ведомства предусматривает прохождение специальной подготовки для получения разрешения на управление дроном.
Что говорят: участники рынка утверждают, что законопроект не соответствует международным нормам. Он может заблокировать производство дронов, а также сократить их использование.
Но при этом: президент Владимир Путин подписал закон, отменяющий лицензирование разработки и производства легких дронов.
Что произошло
Участники рынка беспилотных авиационных систем (БАС) раскритиковали законопроект Минтранса, согласно которому необходимо будет обязательно сертифицировать производителей беспилотников и их компоненты. Об этом сообщает «Коммерсант».
- В 2020 году Минтранс уже предпринимал попытку ввести требования подобного рода, но проект решили отложить.
- 9 июля 2021 года заместитель главы департамента авиапромышленности Минпромторга Михаил Богатырев попросил участников рынка беспилотников представить свою позицию относительно отмены обязательной сертификации. В ведомстве намерены направить возражения представителей отрасли в Минтранс.
Что может поменяться
- Инициатива Минтранса подразумевает, что пилоты сверхлегких дронов (до 115 кг) должны будут пройти подготовку в авиационных учебных центрах по федеральным авиационным правилам (ФАП), чтобы получить специальные свидетельства для управления беспилотником. Сейчас для управления дроном нужно зарегистрировать воздушное судно в Федеральном агентстве воздушного транспорта (ФАВТ). При этом сертификат летной годности и свидетельство внешнего пилота необходимо только при условии, если дрон весит более 30 кг.
- Также предполагается, что дроны со взлетной массой от 250 г до 25 кг должны будут пройти сертификацию, оплачивать которую придется самим производителям.
- Беспилотники нужно будет оснастить транспондерами и приемопередающими устройствами для мониторинга полетов.
- Кроме этого, владельцы летательных аппаратов должны будут провести обязательный осмотр дрона перед тем, как поставить его на учет.
Что говорят
- В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) отметили, что стандарты Международной организации гражданской авиации не требуют обязательной сертификации беспилотников. При этом отсутствие конкретики по поводу сроков, условий и оснований принятия решения со стороны госорганов относительно сертификации могут стать коррупциогенным фактором.
- Представители отрасли считают, что нововведения заблокируют рынок производства и разработки российских беспилотников. В ассоциации отметили, что сложность сертификации должна соответствовать степени риска различной техники.
- Кроме того, производители прогнозируют падение рынка в случае принятия законопроекта, поскольку бизнесу придется выделять деньги на увеличение штата и закупку дополнительного оборудования.
- По итогам 2020 года объем государственных контрактов с использованием беспилотников составил 1,5 млрд рублей. Эксперты предполагают, что сертификация будет обходиться предприятию в 90-100 млн рублей.
- В Zala Aero Group (входит в ГК «Калашников») заявили, что принятие инициативы может повлиять на уровень национальной безопасности, поскольку тысячи беспилотников мониторят объекты трубопроводного транспорта, решают экологические задачи и выполняют поисково-спасательные операции, а также картографо-геодезические работы. Законопроект в свою очередь поднимет стоимость летательных аппаратов.
Но при этом
В последнее время правительство России пытается упростить законы, которые усложняют развитие цифровой экономики, например снимают некоторые ограничения на применение беспилотных систем в промышленности.
- В начале июля 2021 года Владимир Путин подписал закон, который предусматривает отмену лицензирования разработки и производства дронов и коптеров весом до 30 кг. Ранее оно фактически приравнивалось к гражданскому выпуску любых воздушных судов.
- Решение приняли для стимулирования развития беспилотников в отечественной промышленности, чтобы выйти как на внутренний, так и на внешний рынок.
- Разработанный Минтрансом федеральный проект «Инфраструктура беспилотных и подключенных транспортных средств» предусматривает выделение на развитие беспилотных видов транспорта и на подготовку инфраструктуры для них 490 млрд рублей из федерального бюджета и еще 348 млрд внебюджетных средств до 2030 года.