КапиталДетали

В США без работников остались десятки портов: к чему приведет первая за последние 50 лет забастовка докеров

В США идет первая с 1977 года забастовка докеров: уже второй день на работу не выходят 45 тыс. человек. По всей стране простаивают 36 крупнейших портов, на которые приходится более половины грузов, поставляемых в США. В связи с этим американская экономика ежедневно теряет порядка $4,5 млрд, подсчитали в JP Morgan. 

Забастовка в портах США: причины 

В США второй день продолжается масштабная забастовка профсоюза Международной ассоциации портовых грузчиков (ILA) — первая с 1977 года. Она затронула 36 морских портов Восточного побережья США и Мексиканского залива. Их работа полностью парализована. На эти терминалы приходится 57% грузов, поставляемых в США, — от продуктов питания до одежды и автомобилей. 

Забастовка началась 1 октября, когда ILA, представляющий интересы 45 тыс. портовых рабочих, и Морской альянс США (USMX) — коалиция операторов и перевозчиков — не смогли принять новый шестилетний контракт. В ILA заявили, что порты не вернутся к работе до тех пор, пока USMX не выполнит условия профсоюза. Докеры требуют повышения зарплат на 77% в течение следующих 6 лет, улучшения условий медицинского страхования и ограничения автоматизации работ, чтобы избежать массовых сокращений штата из-за новых технологий. 2 октября сотни докеров провели демонстрацию на грузовом терминале в районе Нью-Йорка: они прошлись с плакатами под музыку, выкрикивая «ILA до конца!»

Мы готовы бороться столько, сколько потребуется, продолжать забастовку в течение любого периода времени, который потребуется, чтобы получить заработную плату и защиту от автоматизации, которых заслуживают члены ILA. 

Гарольд Даггетт 
президент Международной ассоциации портовых грузчиков (ILA)

В USMX работникам портов изначально предложили повышение зарплаты на 40%, затем — на 50%. На отказ от автоматизации ряда процессов при обработке грузов операторы не согласились. Администрация президента США Джо Байдена потребовала от USMX выполнить все условия ILA. При этом власти заявили, что не будут «вмешиваться и прекращать забастовку». 

Перевозчики получили рекордную прибыль со времен пандемии коронавируса, когда докеры подвергали себя риску, чтобы сохранить порты открытыми. Пришло время перевозчикам предложить надежный и справедливый контракт, отражающий вклад работников ILA в нашу экономику и их рекордные прибыли. 

Джо Байден
президент США 

К чему приведет забастовка работников портов

По подсчетам JP Morgan, забастовка будет стоить экономике США от $3,8 млрд до $4,5 млрд в день. В The Conference Board приводят другие цифры: аналитики считают, что неделя забастовки обойдется стране в $3,78 млрд (порядка $540 млн в день). 

В каких еще странах бастовали докеры


  • В июне и июле 2024-го серия забастовок прошла в Германии: второй по величине профсоюз Германии Ver.di требовал увеличения зарплаты докеров на €3 в час. Это привело к росту тарифов на доставку грузов в Северную Европу, задержкам ряда поставок и логистическим сбоям. Финального соглашения с работодателями удалось достичь только осенью: 1 октября немецкие докеры проголосовали за новый коллективный договор. 
  • В Индии 20 тыс. сотрудников 12 крупнейших портов страны запланировали бессрочную забастовку на 28 августа после того, как переговоры о повышении зарплаты зашли в тупик. Пропускная способность местных портов составляет 1,62 млрд тонн в год, Индия входит в число крупнейших экспортеров в мире. Работодатели провели очередные переговоры с профсоюзами, и 27 августа докеры официально отменили забастовку, согласившись на повышение зарплаты на 8,5%. Это позволило избежать «дальнейших проблем в и без того напряженной глобальной цепочке поставок, которая сталкивается с перегруженностью крупных азиатских и европейских портов», пишет Reuters. 

По данным Everstream Analytics, утром 2 октября на очереди в порты США стояли более 38 контейнерных судов. Для сравнения: до начала забастовки разгрузки ожидали три контейнеровоза. Французская судоходная компания CMA CGM выпустила предупреждение о «форс-мажорной ситуации» и заявила, что может взимать дополнительную плату за простой судов.

Эксперты ожидают перебои с поставками в американские магазины продуктов, лекарств, одежды и обуви, табака, а также запчастей и машин европейских автопроизводителей. Причем последняя категория больше других подвержена рискам, отмечает Reuters: через 36 портов, затронутых забастовкой, в США поступает 70% импорта автозапчастей. Если производители будут вынуждены перевозить товары самолетами, это приведет к росту стоимости продукции. 

Если забастовка продлится несколько недель, это будет трагедия для автомобильной отрасли. 

Стив Хьюз
генеральный директор консалтинговой фирмы HCS International 

Представители BMW и Volkswagen заявили, что «внимательно следят за ситуацией» и работают над минимизацией возможных последствий. В Volvo Cars разработали планы действий для «чрезвычайной ситуации»: создали запасы запчастей и продумали альтернативные маршруты поставок. Той же стратегии придерживаются Toyota, Honda, Nissan и Hyundai. 

The Wall Street Journal пишет, что крупные ритейлеры столкнутся со сбоями в поставках только в том случае, если забастовка продлится больше недели. Первыми с полок начнут пропадать скоропортящиеся товары, например через заблокированные порты проходит 75% импорта бананов. Многие ритейлеры закупали товары заранее, зная о грядущей забастовке. Предварительную отгрузку резервов провели, к примеру, крупные сети Costco и Walmart. 

Мы сделали всего понемногу: закупили и доставили праздничные товары для Хэллоуина и Рождества раньше срока, рассмотрели альтернативные планы по работе с другими портами. Конечно, забастовка может привести к сбоям, но насколько сильно она повлияет на ситуацию — сказать сложно. Мы пока не знаем, как долго это будет происходить. 

Рон Вакрис
генеральный директор Costco

Фото обложки: Zuma / TASS

Копировать ссылкуСкопировано