КапиталДетали

В США и Европе громят салоны Tesla. Чего добиваются протестующие против Илона Маска

В США сотни протестующих уже месяц устраивают акции у дилерских центров Tesla. Они призывают владельцев электрокаров продавать свои машины, а инвесторов — избавляться от акций компании. Некоторые идут на более радикальные меры: открывают стрельбу по салонам и поджигают авто общей стоимостью в сотни тысяч долларов. Все ради того, чтобы «остановить Илона Маска», который в администрации США курирует увольнения тысяч госслужащих. 

Протесты против Илона Маска

В США набирает обороты движение Tesla Takedown: сотни американцев собираются у заводов и дилерских центров автопроизводителя на протесты против Илона Маска и его работы в администрации Дональда Трампа. В качестве главы Департамента государственной эффективности (DOGE) миллиардер курирует увольнения тысяч чиновников с целью сокращения расходов. 

Илон Маск
Фото: CNP / ABACA / TASS

Участники движения Tesla Takedown призывают остановить Илона Маска — «продавать свои Tesla, избавляться от акций компании и присоединяться к пикетам». Организаторы говорят, что одна из ключевых целей — добиться, чтобы акционеры и совет директоров компании выразили «вотум недоверия» предпринимателю. 8 марта у дилерского центра Tesla на Манхэттене собрались более 350 протестующих. Они скандировали «Долой олигархов, вперед демократию!» и призывали поскорее отправить Илона Маска на Марс. Полиция задержала пять человек за «нарушение общественного порядка». Еще одна акция состоялась у автосалона Tesla в Бостоне — там обошлось без задержаний. 

Большинство пикетов проходят мирно, но поступают и сообщения о случаях вандализма. Так, в ночь на 3 марта неизвестные подожгли представительство Tesla во Франции: восемь автомобилей полностью сгорели, еще четыре серьезно повреждены. Ущерб составил более €700 тыс. А в американском штате Орегон открыли стрельбу по стеклам салона компании Маска.  

Мы, безусловно, не оправдываем вандализм и материальный ущерб, но Илон Маск должен знать, что, если он посягает на базовые права обычных людей, он не должен удивляться, когда некоторые люди решают быть более прямолинейными и отчаянными. 

Шуа Санчес
один из организаторов акций движения Tesla Takedown

Как работа Маска в администрации Трампа влияет на Tesla

Противоречивая роль Илона Маска в администрации президента США все сильнее сказывается на его бизнесе, пишет Axios. Так, в феврале 2025-го популярность электрокаров Tesla упала среди европейских покупателей: по итогам месяца продажи во Франции, Швеции, Норвегии и Дании уменьшились на 42–48%, в Германии — на 70%. Эксперты связывают это с действиями и высказываниями Илона Маска на посту главы DOGE, а также с его поддержкой крайне правых партий в Европе. К слову, на протесты против миллиардера вышли и жители Лондона, Барселоны, Лиссабона, Рейкьявика и других городов Европы. 

Многие люди приходят и начинают с этого: «Я хочу электромобиль, но я не хочу, чтобы это была Tesla». Политически мотивированные потребители были всегда, но сейчас с Tesla это более ярко выражено. 

Ильяс Догру
главный советник Датской федерации автомобилистов 

Продажи Tesla в Китае, на крупнейшем рынке электромобилей, тоже снижаются: в феврале они сократились на 49,2% год к году — до 30,6 тыс. авто. Это самый низкий уровень с августа 2022 года, отмечает Reuters. Американская компания сталкивается с серьезной конкуренцией, в основном — со стороны китайского гиганта BYD, который, наоборот, нарастил продажи на 90,4%.  

Помимо этого, линейка электромобилей Tesla устаревает: компания должна начать производство более доступных моделей в первой половине 2025-го, но подробностей о них практически нет, пишет Bloomberg. На этом фоне аналитики корректируют свои прогнозы относительно поставок и годового объема продаж Tesla, указывая и на то, что компания может понести серьезные убытки от актов вандализма. Реакция инвесторов не заставила себя ждать: акции автопроизводителя по итогам торгов 10 марта упали на 15,4%. Это был наихудший день для ценных бумаг Tesla с сентября 2020 года. 

В общей сложности с начала 2025-го акции компании Илона Маска подешевели на 45% и полностью растеряли свой рост после победы Дональда Трампа на выборах в США. Состояние самого основателя Tesla сократилось на $100 млрд, а рыночная стоимость компании — на $700 млрд. Для сравнения, еще в середине декабря 2024-го она достигла рекордной отметки в $1,5 трлн. Американский президент поддержал Маска и заявил, что «собирается купить совершенно новую Tesla в знак доверия поистине великому американцу». 

Почему Илон Маск должен быть наказан за то, что применил свои потрясающие навыки для того, чтобы помочь Америке снова стать великой?!

Дональд Трамп

Почему Tesla остается самой дорогой компанией-автопроизводителем 

Несмотря на резкое падение рыночной стоимости, Tesla все еще остается самой дорогой компанией на автомобильном рынке ($714 млрд). Это связано с тем, что ее ценность обеспечивает не столько флагманский продукт — сами электрокары, — сколько вера аналитиков и инвесторов в лидерство Tesla в ИИ-разработках, отмечает Reuters.

Завод Tesla
Фото: Patrick Pleul / TASS

Так, аналитики Truist Securities считают, что продажи автомобилей составляют только 9% рыночной стоимости Tesla, еще 21% приходится на беспилотные технологии, 17% — на роботакси, 34% — на человекоподобных роботов Optimus (их сам Маск считает «самым грандиозным продуктом за всю историю»). 

Эксперты, опрошенные Reuters, говорят, что Илон Маск «всегда совершенствует современные технологии» — несмотря на то, что его окружает образ «безумного ученого». В октябре 2024-го предприниматель провел масштабную презентацию под названием We, Robot. Там же он представил роботакси CyberCab — футуристичную модель без руля и педалей под управлением искусственного интеллекта. По словам Маска, машина будет стоить около $30 тыс., ее массовое производство планируют начать до 2027 года. 

Фото обложки: Zuma / TASS

Копировать ссылкуСкопировано