Мир в огнеДетали

В Южно-Китайском море обострился давний конфликт между Филиппинами и КНР. Китайская береговая охрана заблокировала филиппинские судна

КНР и Филиппины десятки лет спорят из-за островов архипелага Спратли в Южно-Китайском море. 

Контроль над этими территориями важен из-за логистических маршрутов и природных ресурсов.

Что произошло

В Южно-Китайском море обострился конфликт между Филиппинами и КНР. Китайская береговая охрана использовала водометы, чтобы заблокировать филиппинские суда на спорной акватории.

Детали

В Маниле назвали действия Пекина «незаконными». Филиппинским кораблям пришлось прервать миссию по доставке продовольствия военным силам в регионе. 

Почему это важно

Контроль над Южно-Китайским морем в первую очередь важен из-за логистических маршрутов и природных ископаемых. 

История вопроса

Спор в Южно-Китайском море продолжается десятки лет и затрагивает минимум шесть государств.

Что произошло

В Южно-Китайском море обострился давний конфликт между Филиппинами и КНР из-за спорных территорий, пишет The Guardian. 

  • Три китайских корабля береговой охраны использовали водометы, чтобы заблокировать два филиппинских судна на территории островов архипелага Спратли.
  • Заблокированные суда перевозили продовольственные припасы для филиппинских войск на спорных территориях в Южно-Китайском море.
  • Во время инцидента никто не пострадал, но филиппинским морякам пришлось прервать миссию по доставке провианта и отступить.

Детали

  • Министр иностранных дел Филиппин Теодоро Локсин охарактеризовал действия китайских кораблей как «незаконные», и призвал их экипажи «прислушаться и отступить».
  • Локсин добавил, что «эта неспособность проявить сдержанность угрожает отношениям между Филиппинами и Китаем».
  • Карло Ногралес, пресс-секретарь президента Филиппин Родриго Дутерте, заявил: «Правительство Филиппин продолжит отстаивать наш суверенитет, суверенные права и юрисдикцию над нашей территорией».
  • Китайские политики не прокомментировали ситуацию.

Почему это важно

КНР и Филиппины спорят из-за островов архипелага Спратли в Южно-Китайском море. Контроль над этими территориями важен из-за логистических маршрутов и природных ресурсов. 

  • Торговля. Через здешние морские пути, а также Малаккский пролив проходит примерно 40% трафика всей мировой торговли и до 80% объемов китайского импорта нефти и газа. 
  • Ископаемые. В начале 1970-х годов на спорной территории нашли запасы углеводородов. По оценке китайских ученых, в недрах Южно-Китайского моря залегает 230 млрд баррелей нефти и 16 трлн кубометров газа.
  • Рыба. В 2015 году на Южно-Китайское море пришлось 12% от всего мирового улова рыбы. 
  • Военные преимущества. Контроль над акваторией Южно-Китайского моря необходим КНР для беспрепятственного выхода китайских подлодок с баллистическими ракетами в западную часть Тихого океана для ядерного сдерживания США.

История вопроса

Спор в Южно-Китайском море продолжается уже не первое десятилетие.

  • Китай обосновывает свои права на этот регион послевоенной картой 1947 года, также известной как «Девятипунктирная линия». 
  • Соседние страны и мировое сообщество считают эти притязания незаконными, ссылаясь на Конвенцию ООН по морскому праву и положения о свободной навигации. 
  • С 2013 года Китай строит в регионе военные укрепления и искусственные острова. Создание последних позволило КНР претендовать на экономические зоны в пределах 200 морских миль от каждого из них. 
  • В 2014 году КНР официально провозгласила свои права на архипелаг Спратли, одновременно направив туда военные корабли.
  • В 2016 году международный арбитражный суд в Гааге по иску Филиппин постановил, что претензии КНР на акватории в Южно-Китайском море безосновательны. Пекин юрисдикцию Гаагского суда не признал.
  • Согласно данным вашингтонского исследовательского центра Asia Maritime Transparency Initiative, в 2021 году у КНР в Южно-Китайском море есть 20 сторожевых пунктов на Парасельских островах и 7 — в Спратли. Речь идет о радиолокационных станциях, взлетно-посадочных полосах, зенитных орудиях и т.д.
  • В начале мая 2021 года МИД Филиппин потребовал от Китая «убраться куда подальше» после появления сотен китайских лодок в спорных водах Южно-Китайского моря. В Пекине в ответ заявили, что не нарушали границ. 

Помимо Китая и Филиппин, спор в Южно-Китайском море затрагивает интересы нескольких соседних государств — на острова в нем претендуют Бруней, Вьетнам, Тайвань и Малайзия. В конфликте также участвуют США — Вашингтон обвиняет Пекин в милитаризации региона и в создании угроз для международного судоходства. Для обеспечения «свободы навигации» США регулярно направляют в этот район военные корабли, что вызывает возмущение Пекина. 

  • Из-за постоянно растущего военного присутствия в этих водах сохраняется риск столкновения и начала войны, пишет ТАСС.
  • В издании The Diplomat споры вокруг Южно-Китайского моря назвали «сегодняшней версией Балкан начала ХХ века, где незначительная глупость может спровоцировать разрушительный глобальный конфликт».
Копировать ссылкуСкопировано