Что произошло
Ученые из Оксфорда подтвердили эффективность VR-терапии при лечении агорафобии.
Детали
После шести недель терапии пациенты с агорафобией смогли частично побороть стресс перед общением с незнакомцами и поездками на общественном транспорте.
Тенденция
VR-шлемы используют при лечении различных расстройств и фобий, в том числе ПТСР и страха перед полетами.
Контекст
Технологии виртуальной реальности могут быть полезны при лечении деменции и рака.
Что произошло
Ученые из Оксфорда провели исследование, в рамках которого проверили эффективность VR-терапии при лечении агорафобии. Оно подтвердило, что такие сеансы могут помочь людям справиться со своими страхами.
- По словам авторов исследования, VR-терапия позволила участникам обрести уверенность и ослабить свои страхи. Им стало проще выполнять задачи в реальной жизни, которые они раньше избегали.
- Эксперимент также показал, что чем тяжелее состояние человека, тем большую пользу приносит терапия.
Детали
Ученые разделили участников исследования на две группы. 174 пациента наряду с обычным лечением использовали технологии виртуальной реальности Game Change, еще 172 — получали только стандартное лечение.
- Члены первой группы в течение шести недель проходили 30-минутные сеансы в очках виртуальной реальности под наблюдением специалиста. Они должны были выполнять различные задания, связанные с их страхами. Например, попросить чашку кофе, установить зрительный контакт или приблизиться к другим персонажам.
- Через шесть недель после начала испытания у тех, кому была назначена VR-терапия, уровень стресса от жизненных ситуаций, связанных с посещением общественных мест, снизился сильнее, чем у тех, кто получал только стандартное лечение. Испытуемые из первой группы также стали реже избегать выполнения подобных задач в реальной жизни. Например, один из тех, кто прошел VR-терапию, смог побороть свой страх перед поездками на общественном транспорте и посетить могилу своего отца.
- При этом исследователи подчеркивают, что использование VR-терапии неэффективно в отрыве от стандартной терапии.
Тенденция
Шлемы виртуальной реальности используют при лечении других расстройств и фобий, например
- Исследователи медицинской школы Университета Эмори выяснили, что имитация в виртуальном пространстве различных сенсорных триггеров, связанных с воспоминаниями о травме, позволяет снизить проявление симптомов ПТСР в течение последующих шести месяцев после VR-терапии на 15–67%.
- В военных госпиталях США успешно используется приложение Bravemind для лечения ПТСР, а система 3MDR, сочетающая механику лечебной физкультуры с когнитивной терапией, помогает пациентам, перенесшим контузию или ампутацию.
- Приложение Snow World, разработанное психиатром Хантером Хоффманом, помогает справиться с фантомными болями. Они появляются у некоторых пациентов с сильными ожогами и по интенсивности сопоставимы с настоящими болевыми ощущениями. Snow World отслеживает такие моменты и начинает показывать пациентам сцену со снегом, создающую иллюзию прохлады.
- Американская компания Virtual Reality Medical Center предлагает различные VR-решения для борьбы с фобиями. Например, пациенты с
аэрофобией под наблюдением психиатра проходят контролируемый опыт полета на самолете. Похожим способом лечат больныхарахнофобией ,клаустрофобией и другими иррациональными страхами.
Технологии VR для лечения психологических расстройств разрабатывают и в России. Например, якутская компания Revro предложила способ проработки одного из факторов развития депрессии — самокритичности.
- Пользователь в виртуальном мире оказывается в комнате с плачущим подростком, похожим на него. Задача пациента— успокоить тинейджера ободряющими словами и комплиментами. Как только цель будет достигнута, пользователь окажется на месте подростка и услышит положительные слова в свой адрес от самого себя.
У людей с самокритичностью наблюдается серьезный барьер в том, чтобы себя похвалить. Выполняя упражнения в виртуальной реальности, мы предлагаем пройти этот порог быстрее.
Егор Васильев, основатель Revro
Контекст
Технологии виртуальной реальности применяют и в других областях медицины.
- Стартап Wayback разработал программу для помощи людям, страдающим от потери памяти и деменции. Им показывают своеобразную серию фильмов, состоящих из памятных моментов прошлого, чтобы стимулировать работу мозга и пробудить долгосрочные воспоминания.
- Студия Start VR из Сиднея разработала приложение виртуальной реальности, с помощью которого пациенты могут снять стресс при прохождении химиотерапии. Надев VR-очки, они отправляются в виртуальное путешествие, чтобы расслабиться.
- Ученые из центра исследований мозга Neuroscape Калифорнийского университета разработали специальную видеоигру в виртуальной реальности Labryinth-VR. Игроки перемещаются по «окрестностям», выполняя различные поручения, сложность которых постепенно возрастает. Это способствует сохранению когнитивных функций.
- VR-шлемы используют также для выявления деменции на ранней стадии, еще до появления явных симптомов. Тест основан на пространственной навигации, которая часто нарушается у таких пациентов.