КапиталДетали

Volkswagen выкатит Porsche на IPO. Поможет ли продажа акций производителя люксовых автомобилей немецкому концерну догнать Tesla

Volkswagen AG предложит ценные бумаги Porsche по цене от €76,5 до €82,5 и рассчитывает привлечь до €9,4 млрд. Эти средства планируется вложить в развитие производства электрокаров. 

Последнее удачное IPO в этом сегменте провел Fiat Chrysler Automobiles в 2015 году, разместив акции Ferrari.

Что происходит

Volkswagen AG проведет первое публичное размещений акций (IPO) своего бренда Porsche. Привлеченные средства вложат в развитие производства электрокаров.

Досье

Porsche основал немецкий инженер-конструктор Фердинанд Порше. Первый автомобиль этой марки вышел в 1939 году. В 2012-м компания стала частью концерна Volkswagen AG.

Прецедент

В 2015 году IPO Ferrari сделало вице-президента компании миллиардером. А размещение акций Aston Martin в 2018-м оказалось провальным.

Расклад сил

Среди основных игроков рынка автомобилей люкс — Mercedes-Benz, BMW, Audi, Tesla, Ferrari, Lamborghini и Porsche. По оценкам, рынок вырастет с $440 млрд до $600 млрд к 2027-му.

Что происходит

Volkswagen AG (VAG) проведет первое публичное размещение акций (IPO) одного из производителей люксовых автомобилей Porsche. 

  • Немецкий концерн оценил свой премиальный бренд примерно в $70–75 млрд и планирует разместить привилегированные акции (то есть их будущие владельцы не будут иметь право голоса) по цене от €76,5 до €82,5.
  • Таким образом, немецкий автоконцерн рассчитывает привлечь до €9,4 млрд, что сделает это IPO одним из крупнейших в Европе за последние десятилетия.
  • Торги начнутся на Франкфуртской бирже 29 сентября.
  • Cреди потенциальных инвесторов — фонды Катара, Абу-Даби и Норвегии. В акциях также заинтересованы основатель Red Bull Дитрих Матешиц и председатель совета директоров LVMH (Louis Vuitton Moёt Hennessy) Бернар Арно, пишут СМИ.

Доходы от IPO позволят концерну VAG ускорить переход на электромобили, а также профинансировать разработку ПО для них. Это поможет Volkswagen эффективнее конкурировать с Tesla, отмечает Bloomberg. 

Досье

Компанию Porsche основал немецкий инженер-конструктор Фердинанд Порше в 1931 году.

Фото: Alastair Grant / AP / TASS
  • После начала Второй мировой войны компания перешла на производство военной продукции, включая машины-амфибии, танки и тягачи.
  • В конце войны Фердинанда Порше арестовали за участие в нацистских проектах и отправили в тюрьму на 20 месяцев. Развитием бренда занялся его сын — Фенни Порше.
  • В 1948-м он собрал первую серийную модель бренда — 356. Одна из версий автомобиля выиграла на знаменитых гонках во французском Ле-Мане. С тех пор машины Porsche начали приобретать черты спорткаров.
Фото: porsche.com
  • В 1963 вышел самый знаменитый автомобиль марки — Porsche 911. 
Фото: auto.ru
  • Компания активно сотрудничала с VAG. Так, при содействии с концерном в 2002 году появился кроссовер Porsche Cayenne. Позже Porsche стал крупнейшим акционером VAG.
Фото: auto.ru
  • В 2008-м компания задумала полностью выкупить VAG и взяла ради этого кредит на $10 млрд. Осуществить план помешал мировой финансовый кризис. Porsche попала в долговую яму и денег на покупку не хватило. В итоге все получилось ровно наоборот: в 2009 году концерн VAG выкупил 49,9% акций Porsche, а в 2012-м полностью поглотил компанию.

Прецедент

  • Концерн Volkswagen AG уже пытался заработать на IPO cвоих брендов. Размещение акций подразделения Traton провалилось — они рухнули сразу после дебюта на бирже. Bloomberg отмечает, что кампания в целом оказалась неудачной из-за внутренних разногласий VAG. По информации инсайдеров, концерн намеревался провести IPO и для других своих брендов — Lamborghini и Ducati, но до публичного предложения акций так и не дошло. 
  • В истории IPO брендов автомобилей класса люкс есть и удачные примеры. В 2015 году основной акционер итальянского автопроизводителя Ferrari, Fiat Chrysler Automobiles, после размещения акций по $52 за каждую привлек $893 млн, а вице-президент Ferrari, сын ее основателя Пьеро Ларди Феррари стал миллиардером (ему принадлежало почти 19 млн ценных бумаг). Акции Ferrari также выросли более чем в 3 раза.
  • У британского производителя люксовых автомобилей Aston Martin IPO было не таким успешным. В 2018 году компания разместила 57 млн ценных бумаг по цене 19 фунтов. Но в результате торгов акции упали на 70%. 

Расклад сил

Пандемия коронавируса оказала негативное влияние на рынок автомобилей класса люкс, снизив их продажи в 2020 году. После снятия коронавирусных ограничений рынок постепенно восстанавливается, отмечает консалтинговая компания McKinsey & Company.

  • В 2021 году рынок люксовых автомобилей оценивался примерно в $440 млрд. Среди основных игроков — Mercedes-Benz, BMW, Lexus, Audi, Volvo, Land Rover, Jaguar, Tesla, Ferrari, Lamborghini и Porsche.
  • С января по июнь 2022 года в мире в лидерах по продажам в деньгах оказались Mercedes-Benz, BMW и Audi, а в штуках — снова Mercedes-Benz, а на второе место вышел Chrysler, отодвинув BMW. В России в 2022 году продажи люксовых автомобилей сократились на 84%, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. За месяц россияне купили всего 16 новых автомобилей сегмента люкс — пять Ferrari, по три Bentley и Rolls-Royce, два Aurus и по одному Aston Martin, Lamborghini и Maserati, по данным агентства «Автостат». 
  • По оценкам экспертов, мировой рынок машин класса люкс будет увеличиваться и достигнет $600 млрд к 2027 году при среднегодовом росте на 5%.
  • Основная причина роста в этом сегменте связана с увеличением числа сверхбогатых людей, считают в McKinsey & Company. По данным международной организации Oxfam, во время пандемии в мире каждые 30 часов появлялся новый миллиардер. 
  • При этом текущие геополитические события и экономические потрясения могут негативно повлиять на продажи, уточняют аналитики.
Копировать ссылкуСкопировано