В Москве сформируют новый авиапромышленный кластер
Факты
- Объединение двух крупных московских предприятий ОДК было анонсировано в 2021 году.
- После объединения ПК «Салют» и ММП имени В.В. Чернышева продолжат функционировать, сохранив свою идентичность и названия.
- Новый производственный центр будет состоять из четырех корпусов общей площадью более 77 тыс. кв. метров.
- На объединенном предприятии будет налажено производство комплектующих для ряда самолетных двигателей ТВ7-117СТ-01/02 (предназначены для оснащения Ил-114-300 и «Ладоги»), ПД-14 (для МС-21), ПД-8 (для SSJ-NEW) и вертолетных — ВК-650В (для Ка-226, «Ансата», VRT-500), ВК-1600В (для Ка-62).
- Объем инвестиций в проект составит около 35 млрд рублей.
Перспективы:
- Объединенное предприятие будет обеспечивать рабочими местами около 13 тыс. человек.
- Строительство производственных зданий начнется в 2023 году. Четыре основных объекта планируют достроить к 2026 году.
- Строительство нового комплекса необходимо для реализации проектов по импортозамещению компонентов флагманов российской авиапромышленности — узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21 и Superjet (SSJ-New, который планируется производить полностью из российских компонентов). В случае с Superjet одним из главных изменений в конструкции воздушного судна станет замена двигателя SaM146 (выпускался совместным предприятием ПАО «ОДК-Сатурн» и французской корпорации Safran Aircraft Engines) на ПД-8. Полностью импортозамещенный Superjet планируют получить уже в конце 2023 года.
- В ноябре 2022 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил о планах по выпуску в течение двух лет 50 двигателей ПД-8 и 14 двигателей ПД-14.
- Рассматривается возможность создания версии двигателя ПД-8 для самолета-амфибии Бе-200, а газогенератор двигателя ПД-14 будет использован в наземных установках.
Риски:
- Несмотря на ускоренные темпы по импортозамещению авиакомпонентов ключевых проектов российской авиации, западные санкции и дефицит импортных деталей могут воспрепятствовать быстрому запуску серийного производства МС-21 и Superjet.
- В случае проблем с реализацией госпрограммы развития авиационной промышленности потребность в производстве столь большого количества авиационных двигателей для отечественных самолетов и вертолетов может сократиться.
В особой экономической зоне «Санкт-Петербург» планируется открыть производство лифтов
Объем инвестиций в проект составит 1 млрд рублей. Производство поможет восстановлению лифтостроительной отрасли России, пострадавшей в 2022 году из-за ухода ряда иностранных поставщиков.
Факты:
- На сегодняшний день в составе
ГК «Алекс-Лифт» действует один завод по производству лифтов и лифтового оборудования, расположенный в Санкт-Петербурге. - ОЭЗ «Санкт-Петербург» технико-внедренческого типа была создана в 2006 году; она функционирует на двух участках — на площадке «Нойдорф» в Петродворцовом районе и на площадке «Новоорловская» в Приморском районе. В ОЭЗ более 60 резидентов. Льготы и преференции для резидентов включают свободную таможенную зону, пониженные налоговые ставки, аренду земельного участка за 2% от кадастровой стоимости и прочее.
Перспективы:
- В целом рынок лифтов был обеспечен российским производством на 75%, а импорт составлял около 25% (крупнейший экспортер — белорусский завод «Могилевмаш»). Однако в 75% российского производства входило также крупное производство американской компании OTIS, локализованное в Санкт-Петербурге, которая в 2022 году прекратила работу в России.
- Уход иностранных компаний привел к значительному уменьшению рынка. Так, за 11 месяцев 2022 года в России было произведено 19,5 тыс. лифтов — падение по сравнению с аналогичным периодом 2021 года составило 33%. По оценкам экспертов, в 2023 году рынок восстановится, этому будут способствовать новые мощности российских заводов (например, Серпуховского лифтостроительного завода), перезапуск бывшего производства OTIS.
- Всего в России в эксплуатации находятся около 500 тыс. лифтов, при этом более 160 тыс. нуждаются в замене.
- На сегодняшний день неизвестны сроки реализации проекта, а также будущие мощности предприятия. Таким образом, невозможно оценить, насколько большой вклад компания сможет внести в развитие лифтовой отрасли в России.
Риски:
- Отдельные сегменты лифтовой отрасли полностью или в высокой степени зависимы от импорта (в наибольшей степени это касается элементов микроэлектроники). Без расширения господдержки отрасль, вероятно, не сможет обеспечить эффективное импортозамещение.
- Также ожидается дефицит лифтов в элитном сегменте, так как поиск новых поставщиков высокоскоростных лифтов, например, из стран Азии, может занять длительный период.
Завод «Цинкум» в Курской области прошел экологическую экспертизу
Государственная экологическая экспертиза одобрила проект завода
Факты:
- Проект строительства завода «Цинкум» был анонсирован в 2022 году. В июне того же года USM и компания «Тяжмаш» подписали соглашение о поставке машиностроительным заводом полного комплекта оборудования. Такое оборудование будет сконструировано и изготовлено в России впервые.
- В первую очередь продукция нового завода — вельц-оксид цинка может использоваться в нефтехимической, фармацевтической и лакокрасочной промышленности, а также в других отраслях.
- Клинкер, который также будет выпускаться на новом заводе, можно использовать как добавку к железорудному сырью, а также в цементном производстве.
- Мощность «Цинкума» составит 37,5 тыс. тонн вельц-оксида цинка, а также 100 тыс. тонн железосодержащего клинкера в год.
- Объем инвестиций для реализации нового проекта оценивается примерно в 7 млрд рублей.
- Цинк — востребованный металл на российском рынке. Ежегодно используется примерно 260–280 тыс. тонн. Импорт цинка в 2021 году увеличился на 46%, до 23,8 тыс. тонн.
Перспективы:
- «Цинкум» планируют запустить во втором полугодии 2024 года.
- На новом заводе будут созданы 100 рабочих мест.
- Основным преимуществом нового завода станет наличие собственного сырья у его владельца — USM.
- Реализация проекта «Цинкум» будет способствовать импортозамещению на рынке цинка в России.
- В качестве резидента ОЭЗ «Цинкум» сможет получать ряд налоговых льгот, что позволит инвестору сократить соответствующие издержки.
- Предприятие будет оказывать достаточно низкое влияние на экологию: на нем не предполагается наличие промышленных стоков, а система газоочистки способна задерживать более 99% выбросов. При этом все, что останется в фильтрах системы, можно повторно задействовать при производстве.
Риски:
- Несмотря на то, что проект «Цинкума» позиционируется инвесторами как «зеленое» производство, планы на размещение предприятия в Курской области вызвали негативную реакцию со стороны местных жителей. В первую очередь это связано с потенциальной угрозой выбросов вредных веществ (мышьяка, серы, свинца и прочих).
- Наличие спроса на металл в России и за рубежом способствует росту интереса к проектам по производству вельц-оксида цинка со стороны других инвесторов. Так, «Цинкуму» предстоит конкурировать с аналогичным проектом «Экоцинк», который реализует компания «Новосталь-М».