Что произошло:
в Японии провели первые испытания системы автопилота для высокоскоростного электропоезда «синкансэн». Транспорт разогнался до 100 километров в час.
Почему это важно:
новые технологии помогут преодолеть нехватку кадров, которая грозит отрасли в связи со снижением рождаемости и старением населения в стране.
Детали:
«синкансэн» — один из самых быстрых поездов в мире и первый высокоскоростной в истории.
Тенденция:
в Китае и Франции также планируют запустить поезда-беспилотники в ближайшее время.
Мировая практика:
в России, Франции и Испании активно используются высокоскоростные электропоезда.
Что произошло
В Японии железнодорожная компания JR East провела первые испытания системы автопилота для высокоскоростного электропоезда «синкансэн». Пробные рейсы состоялись на участке путей в префектуре Ниигата, сообщает местный телеканал NHK.
- Поездки роботизированного экспресса проходили в ночное время, чтобы не создавать опасности для другого железнодорожного транспорта.
- В тестах использовали электропоезд серии Shinkansen E7 с составом из 12 вагонов. Под контролем компьютера он трижды преодолел участок протяженностью в 5 километров и разогнался до 100 километров в час. Скорость экспресса специально ограничили для испытаний (средняя скорость «синкансэна» — около 300 километров в час).
- Для контроля происходящего в кабине поезда находился машинист. В ходе тестирования ему не пришлось вмешиваться в процесс и прикасаться к панели управления.
Почему это важно
JR East отмечает, что системы автоматического пилотирования «синкансэнов» помогут преодолеть нехватку кадров, которая грозит отрасли в связи со снижением рождаемости и старения населения.
- По словам экспертов, японцы — одна из самых быстро стареющих наций в мире. Согласно статистике, на 1 сентября 2021 года 29,1% населения страны старше 65 лет. Для сравнения: в Великобритании на лиц в таком возрасте приходится 18%, в США — 15%.
- В 2020 году Министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии зафиксировало рекордно низкий уровень рождаемости в стране. За год в стране на свет появились около 872 тыс. младенцев — на 2,9% ниже по сравнению с 2019 годом. Также в 2020 году снизилось число зарегистрированных браков: всего 537 тыс. молодых семей — на 12,7% ниже, чем в предыдущем году.
- По прогнозам университета Тюо и консалтинговой компании по проблемам трудовых ресурсов Persol Research Institute, при сохранении нынешних тенденций нехватка рабочей силы в Японии к 2030 году достигнет 6,44 млн человек. Она увеличится примерно в 5 раз по сравнению с нынешним уровнем, что может создать тяжелые условия для экономики страны.
- На фоне нехватки рабочей силы японский бизнес начал расширять инвестиции в роботизацию и внедрение систем искусственного интеллекта. По подсчетам местной деловой газеты «Никкэй», электронные помощники способны взять на себя до половины всех профессий, которые сейчас имеются у людей.
Детали
«Синкансэн» — первый в истории высокоскоростной поезд, который начали использовать с 1964 года. Тогда транспорт мог разогнаться до 210 километров в час. С тех пор «синкансэн» значительно изменился, став одним из самых быстрых и удобных транспортов в мире.
- В состав поезда входят до 16 вагонов, которые вмещают более тысячи пассажиров. Каждый из них, за исключением головных вагонов, достигает длины 25 метров.
- Стоимость бронирования места составляет от 320 иен до 720 иен (202 рубля и 456 рублей соответственно по нынешнему курсу) в зависимости от сезона и класса самого «синкансэна».
- Первая в мире линия для таких поездов — «Токайдо-синкансэн» — одна из самых быстрых и загруженных железных дорог в мире. На ней перевозится порядка 375 тыс. пассажиров ежедневно.
Тенденция
Помимо Японии другие страны также автоматизируют самые быстрые поезда.
- Китайские власти планируют начать эксплуатацию своего высокоскоростного поезда-беспилотника в 2022 году. Транспорт должен соединить Пекин с одним из мест проведения следующих зимних Олимпийских игр — городом Чжанцзякоу. Ожидается, что система повысит эффективность работы железнодорожной системы страны и сократит количество аварий и задержек поездов.
- Французский национальный железнодорожный оператор SNCF к 2023 году также планирует запустить высокоскоростной поезд-беспилотник. На нем установят внешние датчики, способные обнаруживать препятствия на пути и при необходимости заставить поезд затормозить. Сообщается, что сначала транспорт будет полуавтономным — поездки будут совершаться с машинистом на случай непредвиденных проблем. Впоследствии поезд должен работать без помощи человека.
Мировая практика
По словам экспертов, для достижения высокой скорости поезд должен иметь постоянный мощный источник энергии, поэтому практически все высокоскоростные поезда работают на электричестве. Сегодня они активно используются во многих странах.
- В Испании для национальных железных дорог с 2004 по 2008 год произвели высокоскоростные электропоезда, разгоняющиеся до 350 километров в час. Особенность конструкции — в модульном подходе, который снижает нагрузку на путь и сокращает время на сервисное обслуживание. Поезд вместимостью 450 пассажиров может преодолевать расстояние в 650 километров менее чем за 2,5 часа.
- Во Франции в 2006–2007 годах модернизировали электропоезд серии TGV. Тогда разработчики изменили конфигурацию вагонов, добавили более мощные двигатели, изменили колесную базу и 3 апреля 2007 года на магистрали LGV Est между Страсбургом и Парижем разогнали его до скорости в 574,8 км/ч. Сегодня поезда TGV чаще всего ездят со скоростью до 320 км/ч, за 2,5 часа он способен проехать около 600 километров.
- На железных дорогах России используется «Сапсан» — высокоскоростные электропоезда производства компании Siemens. Транспорт развивает скорость до 250 км/ч. Сдвоенная модель электропоезда состоит из 20 вагонов и вмещает 1,05 тыс. пассажиров. За 2,5 часа он преодолевает примерно 460 километров. Кроме того, в 2024 году в России планируется запустить высокоскоростную железнодорожную линию по направлению Москва – Нижний Новгород – Казань. На ее строительство правительство выделило 40 млрд рублей. Скорость движения составит около 350 км/ч.