Мир в огнеДетали

Упавшие с небес: Байя Бакари рассказала о своем спасении при крушении самолета. Истории чудом выживших в авиакатастрофах

Байя Бакари, чудом пережившая падение самолета в 2009 году, впервые дала показания против йеменской авиакомпании во французском суде.

Что произошло

Байя Бакари, чудом выжившая в авиакатастрофе возле Коморских островов, рассказала, как ей удалось выжить после падения с высоты и 12 часов, проведенных в океане.

История вопроса

Самолет, на котором летела Бакари, упал в океан в 2009 году. Тогда она была еще подростком. Девушка провела в воде 12 часов, держась за обломок фюзеляжа, пока ее не нашли рыбаки.

Прецедент

Другие чудом выжившие в авиакатастрофах девушки — Лариса Савицкая и Весна Вулович — были включены в Книгу рекордов Гиннесса.

Но при этом

Некоторые люди отказываются летать на самолете и выбирают наземный транспорт, считая авиакатастрофы, где практически не остается шансов выжить, частым явлением. Однако сегодня вероятность погибнуть в самолете в 62 раза ниже, чем при путешествии на автомобиле. 

Что произошло

Байя Бакари, чудом выжившая в авиакатастрофе A310 возле Коморских островов в 2009 году, рассказала французскому суду об «ужасающих моментах», которые ей пришлось пережить перед спасением.

  • Ранее в этом месяце начался судебный процесс против авиакомпании Yemenia, самолет которой потерпел крушение. Родственники погибших пассажиров обвиняют Yemenia в «непредумышленном убийстве», но сотрудники авиакомпании отрицают свою вину.
  • Бакари, которой сейчас 25 лет, выступает главным свидетелем. Ранее она не давала показаний и не разговаривала с журналистами.
  • Теперь девушка описала суду «ужасающие моменты» падения самолета и часы, проведенные в океане в ожидании спасателей.
  • «13 лет прошло с момента авиакатастрофы, но до сих пор никто не наказан, — заявила Бакари. — Это позор. Даже если руководство сменилось, это все равно их компания. И я, и семьи погибших хотели бы, чтобы они нас выслушали». 

История вопроса

  • Катастрофа произошла в 2009 году, когда Бакари была еще подростком. Она вместе с матерью летела из Парижа на свадьбу своего дедушки в Морони рейсом 626 Yemenia. 
  • «Это был маленький самолет, внутри были мухи и сильно пахло туалетом. Но полет шел нормально до начала снижения», — заявила Бакари в суде.
  • Пилоты попытались приземлиться, хотя погода не располагала к этому. «Я начала чувствовать турбулентность, но никто особо не реагировал, поэтому я решила, что это нормально», — рассказала Бакари. Всего на борту вместе с ней находились 153 человека.
  • «Внезапно я почувствовала, как меня ударило током, — сообщила Бакари в суде. — Я сидела в самолете, а потом оказалась в воде, между этими моментами в моей памяти черная дыра».
  • Девочку нашли рыбаки через 12 часов после крушения. Бакари рассказала, что была измучена и заснула, схватившись за обломок самолета. По словам девушки, продержаться все эти часы в открытом океане ей помогали мысли о матери, «которая ее защитит».
  • Спасатели отметили, что девушка не просто выжила в катастрофе, но и провела много времени в акватории, где водятся акулы. Кроме того, у Бакари был перелом ключицы, многочисленные порезы, ушибы и ожоги. 
  • Девушка призналась, что «была уверена, что единственная упала в воду», а другие пассажиры пережили полет благополучно, прежде чем психолог в больнице сказал ей, что она единственная выжившая. «Самым тяжелым для меня было справиться с горем по матери. Я была очень близка с ней», — рассказала она.
  • Изучив черные ящики самолета, французские следователи установили, что причиной катастрофы стала ошибка пилота. Также они отметили отсутствие должной подготовки экипажа. Расследование затянулось, в итоге в 2015 году французский суд обязал йеменскую авиакомпанию выплатить более €30 млн семьям погибших. Но компенсаций в полном объеме они так и не получили.

Сама Бакари сейчас живет во Франции, работает и учится. По ее словам, трагедию она вспоминает каждый день. Также через несколько лет после крушения Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая», которую написала в соавторстве с журналистом. По данным некоторых СМИ, Стивен Спилберг обращался к Байе за разрешением снять о ней фильм.

Прецедент

В истории были и другие примеры, когда людям чудом удавалось выжить в авиакатастрофах. 

Лариса Савицкая избежала смерти 24 августа 1981 года. Студентка вместе с мужем возвращалась из свадебного путешествия на самолете Ан-24, когда тот столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 на высоте более 5 км. Лариса в этот момент спала в хвосте лайнера, проснулась от сильного удара и ожога и вжалась в ближайшее кресло, просидев так все время падения. 

  • Савицкая упала в березовую рощу, и ветки деревьев смягчили удар. Очнувшись, она увидела тело мужа. Кроме нее, никто из пассажиров не выжил. 
  • Спасатели нашли Ларису через 2 дня. Все это время она спасалась от дождя в обломках самолета, укрываясь чехлами от сидений, в окружении тел погибших попутчиков. Девушка получила травмы позвоночника, сотрясение мозга, переломы рук и ребер, а также лишилась нескольких зубов. По ее словам, продержаться ей удалось благодаря воде из лужи и найденной в кармане погибшего мужа пачке сигарет.
  • Девушке выписали компенсацию размером в 75 рублей. Савицкая вошла в Книгу рекордов Гиннесса как человек, получивший самую маленькую компенсацию за авиакатастрофу.
  • Позже она снова вышла замуж, родила сына, переехала из родного Благовещенска в Москву и во всех интервью говорила, что довольна своей судьбой. Об истории Ларисы Савицкой сняли художественный фильм «Одна», его выход в прокат в РФ планируется в 2022 году.

Сербская стюардесса Весна Вулович также была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как единственный человек, переживший падение с высоты более 10 км.

  • 26 января 1972 года югославский авиалайнер, в котором она находилась, взорвался недалеко от границы с Чехословакией. Причиной катастрофы стала бомба, спрятанная в багажном отделении, однако как она туда попала, так и не установили.
  • На 10-километровой высоте люди погибают сразу после разгерметизации салона, однако 22-летняя Вулович, по мнению экспертов, спаслась благодаря проблемам с артериальным давлением — оно было слишком низким.
  • Стюардесса потеряла сознание внутри части фюзеляжа, придавленная трупами и тележкой с едой. Обломок самолета, в котором она находилась, приземлился на склон под острым углом, что смягчило падение.
  • После приземления Вулович снова повезло — ее нашел лесничий, который раньше служил парамедиком в немецкой армии. Он оказал девушке первую помощь — остановил кровь, но не стал двигать тело, дожидаясь спасателей, поскольку подозревал, что у стюардессы сломан позвоночник (так оно и оказалось).
  • Весна Вулович умерла в 2016 году в одиночестве. Она говорила, что никогда не считала себя счастливицей и лучше бы ей было вообще не оказываться в том самолете. «Может быть, мне вообще не следовало выживать», — заявляла она.

17-летняя перуанка Джулиана Кепке в 1971 году смогла не только выжить после падения с многокилометровой высоты, но и добраться сквозь джунгли к людям, несмотря на глубокие резаные раны, перелом ключицы и поврежденный глаз. 

  • Ее самолет летел над перуанскими джунглями, когда в него угодила молния. Считается, что именно это вызвало возгорание и привело к катастрофе.
  • Кепке потеряла сознание и пришла в себя уже после падения. Не обнаружив возле себя выживших, в том числе мать, девушка решила не дожидаться спасателей, а выбираться самостоятельно. 10 дней она шла к людям, имея в качестве еды лишь небольшой кулек с конфетами.
  • Выжить девушке помогло то, что ее родители изучали дикую природу, сама она тоже не раз бывала в джунглях и была знакома с приемами выживания в дикой природе.
  • Когда Кепке выросла, она стала биологом и организатором исследовательских экспедиций, написала несколько книг о своих приключениях и снялась в документальных фильмах. Долгое время девушка винила себя за то, что не смогла найти мать.

Но при этом

  • Единственные выжившие являются редким исключением — если самолет терпит крушение, шанса остаться в живых у пассажиров практически не остается.
  • Некоторые отказываются летать на самолетах, так как считают наземный транспорт более безопасным. Однако, по статистике, вероятность погибнуть в самолете гораздо ниже, чем при путешествии поездом или на автомобиле.
  • За последние десятилетия безопасность авиаперелетов достигла высокого уровня: из миллиона полетов неудачный — один. 
  • Для сравнения: по данным ВОЗ, ежегодно в результате ДТП погибают около 1,3 млн человек. В авиакатастрофах жертв значительно меньше: например, в 2020 году произошло 40 авиационных происшествий с участием больших коммерческих пассажирских самолетов. В пяти из них погибли 299 человек. В 2019 году в авиакатастрофах погибли 257 человек.
  • Еще несколько лет назад эксперты агентства Ascend установили, что вероятность погибнуть в ДТП в 62 раза выше, чем во время авиаперелета.

Фото обложки: Francois Mori / AP / TASS

Копировать ссылкуСкопировано