КапиталДетали

Челябинские заводы

В Челябинской области запустили новые производства электрического транспорта и шаровых кранов большого диаметра, а в Красноярском крае планируют открыть деревообрабатывающее предприятие.

В Челябинске запустили новый завод по производству электрического транспорта 

Завод расположился на территории Челябинского трубопрокатного завода. Первая производственная партия будет направлена на выполнение условий концессионного соглашения, заключенного между компанией и регионом в 2021 году и подразумевающего поставку Челябинску 168 троллейбусов.

Факты

  • Новый завод начал работу 10 марта 2023 года.
  • В запуске производства приняли участие гендиректор СМТ Виктор Леш, гендиректор «Группы Синара» Михаил Ходоровский, заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, а также глава Челябинской области Алексей Текслер.
  • Производство занимает площадь в 13,5 тыс. кв. метров, на которых расположены несколько технологических участков: заготовительное производство, сварочный участок, антикоррозионная обработка каркаса кузова, сборка, диагностический комплекс и сдаточный участок.
  • Общая сумма инвестиций в проект достигла 1,2 млрд рублей.
  • Челябинская область еще в 2021 году подписала концессионное соглашение с ООО «Синара — городские транспортные решения» на 15 лет о создании и использовании троллейбусной инфраструктуры в городе. В рамках соглашения «Синара» обязалась вложить в проект 9,2 млрд рублей, из которых 5 млрд — собственные инвестиции, а 4,2 млрд — инвестиционный платеж от региона (с использованием инфраструктурного бюджетного кредита). Компания обязуется предоставить городу 168 троллейбусов — реализация этого проекта и станет первой задачей нового завода. Выпустить их планируют к концу 2023 года.

Перспективы

  • Число новых рабочих мест составит сначала около 400, а затем увеличится до 700.
  • Производственная мощность завода — 350 единиц транспорта в год, но при наличии достаточного спроса мощность может быть увеличена до 1200 единиц.
  • На заводе будут производить троллейбусы «Синара-6254» и позднее электробусы «Синара 6253». Оба вида транспорта были впервые представлены в 2022 году, ранее «Синара» не имела подобного серийного производства.

Риски

  • Электробусы обладают рядом недостатков, среди которых более высокая стоимость по сравнению с другими видами общественного транспорта, небольшой запас хода, необходимость развития городской инфраструктуры стационарных зарядных станций. Все эти факторы препятствуют распространению этого вида транспорта в российских регионах, не обладающих такими же широкими бюджетными возможностями, как столица. Маловероятно, что новое производство электробусов от «Синары» (которое еще не стартовало) станет массовым.
  • Троллейбусы, в свою очередь, постепенно теряют популярность. Движение этого вида транспорта было прекращено не только в Москве, но и в ряде других городов (один из последних примеров — Белгород). Значительная часть троллейбусного парка представлена устаревшими моделями — в настоящее время лишь 19% парка составляют машины, которым меньше 5 лет. В Челябинске в случае успешной реализации соглашения, заключенного с «Синарой», их популярность может вновь возрасти. Но спрос на подобную продукцию является очень неравномерным, поэтому перспективы производства после выполнения заказа от Челябинска выглядят непредсказуемыми.

Уральский завод специального арматуростроения начал серийное производство шаровых кранов большого диаметра 

ООО «Уральский завод специального арматуростроения» (УЗСА) начало серийный выпуск шаровых кранов большого диаметра для работы в агрессивных и криогенных средах. Эта продукция наиболее востребована в нефтегазовой промышленности.

Факты

  • Предприятие специализируется на проектировании и производстве специальной трубопроводной арматуры. 
  • Продукция компании применяется на объектах добычи, транспортировки, переработки и хранения природного газа, в составе компрессорных станций.
  • Основной потребитель продукции завода — структуры ПАО «Газпром». УЗСА осуществлял поставки продукции на ключевые проекты компании: компрессорные станции Портовая и Северная, Оренбургское, Бованенковское, Харасавэйское, Ямбургское, Уренгойское, Чаяндинское месторождения и прочие.
  • Проект по запуску серийного производства новых шаровых кранов реализован с помощью Фонда развития промышленности (ФРП). Так, 670 млн рублей было предоставлено ФРП в виде двух льготных займов по программе «Проекты развития».
  • Общий объем инвестиций (включая займ) в проект составил более 3 млрд рублей.
  • В настоящий момент на предприятии создано 180 рабочих мест.

Перспективы

  • Новое производство стало первым в России, которое специализируется на серийном выпуске шаровых кранов большого диаметра для работы в агрессивных средах. Ранее данную продукцию в основном закупали в странах Европы и США. Старт серийного выпуска новых шаровых кранов позволит увеличить долю импортозамещенной продукции в стратегически важной для государства отрасли.
  • Кооперация с отечественными производителями сырья, заготовок, приводов и других комплектующих в составе готового изделия позволила по ряду изделий полностью отказаться от услуг зарубежных поставщиков. Уровень локализации продукции на данный момент составляет около 90% для агрессивных сред и до 100% — для сред с меньшей агрессивностью.
  • К 2024 году, после завершения других проектов, число сотрудников завода вырастет до 235.
  • Компания налаживает сотрудничество с НОВАТЭКом и СИБУРом. Например, в будущем УЗСА планирует начать производство шаровых кранов для ключевых СПГ-проектов НОВАТЭКа — «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».
  • По словам губернатора Челябинской области Алексея Текслера, у компании готов еще один проект по расширению производства. Поддержку УЗСА окажет Фонд развития промышленности Челябинской области. Новый проект может быть связан с разработкой и запуском серийного производства оборудования для использования на подводных объектах морской добычи, включая шельф.

Риски

  • Основной риск для предприятия — снижение добычи газа в России на фоне введения европейскими странами ограничений на поставки российского трубопроводного газа. Эти тенденции могут сократить спрос на шаровые краны со стороны «Газпрома».
  • По словам генерального директора завода, несмотря на высокий уровень локализации, оборудование, на котором производит свою продукцию УЗСА, поставляется из Южной Кореи и Италии. В будущем это может отрицательно сказаться на деятельности предприятия при отсутствии возможности импортировать комплектующие.

В Красноярском крае откроют деревообрабатывающее предприятие 

ООО «Кизирлеспром» и Корпорация развития Енисейской Сибири подписали соглашение о создании деревообрабатывающего предприятия на территории Красноярского края. В соответствии с соглашением Корпорация будет сопровождать инвестиционный проект до его запуска.

Факты

  • В результате реализации проекта будет создано производство пиломатериалов из хвойных и мягколиственных пород древесины, древесных и древесноугольных брикетов, а также организована лесозаготовка.
  • Мощность нового предприятия «Кизирлеспром» составит около 228 тыс. кубометров пиломатериалов в год. 
  • Общая стоимость проекта — около 3 млрд рублей.
  • Красноярский край — один из лидеров лесозаготовки среди российских регионов. Предприятиями лесной отрасли региона производится 17% общероссийского выпуска пиломатериалов. Регион занимает второе место по производству пиломатериалов в России.
  • Рынок пиломатериалов в регионе является конкурентным. Крупнейшими предприятиями выступают «Лесосибирский ЛДК-1» (Segezha Group, производственные мощности — 1,5 млн кубометров по распилу круглого леса в год, по пиломатериалам — около 650 тыс. кубометров), Приангарский ЛПК (Segezha Group, производственные мощности по распилу — до 1 тыс. кубометров в год, по пиломатериалам — до 460 тыс. кубометров в год), АО «Краслесинвест» (производственные мощности — 225 тыс. кубометров пиломатериалов в год), ДОК «Енисей» (производственные мощности — около 100 тыс. кубометров пиломатериалов в год).

Перспективы

  • В соответствии с проектом нового предприятия предусмотрено использование собственного лесозаготовительного производства в объеме 200 тыс. кубометров. Наличие собственной сырьевой базы позволит инвесторам сократить издержки на организацию лесозаготовки и предлагать потребителям продукцию по конкурентоспособной цене.
  • Согласно плану реализации инвестиционного проекта, лесозаготовка начнется в четвертом квартале 2024 года. Выход на полную проектную мощность по производству пиломатериалов и древесных брикетов запланирован на первое полугодие 2028 года, древесноугольных брикетов — на четвертый квартал 2029-го.
  • На предприятии будут созданы 302 рабочих места.
  • Продукция по пиломатериалам в основном будет ориентирована на экспорт, в то время как брикеты — на внутренний рынок.
  • Основной импортер красноярского леса и его производных — Китай (241 тыс. кубометров древесины и 3,3 млн кубометров пиломатериалов), что составляет 81% от всего объема экспортной лесопродукции из региона. Можно предположить, что основным экспортным ориентиром нового производства станет Китай.
  • Ориентация поставок брикетов на внутренний рынок обусловлена высоким спросом на такую продукцию в регионах с низкой газификацией, к которым относится и Красноярский край.

Риски

  • По данным Рослесинфоторга, в России в 2022 году объемы заготовки леса снизились на 13,5% (всего заготовлено около 195 млн кубометров древесины). Основной причиной снижения уровня лесозаготовки стало введение санкций со стороны ЕС. Еще одной причиной сокращения лесозаготовки стало введенное правительством РФ ограничение на экспорт необработанной хвойной древесины и древесины ценных пород, действующее с 1 января 2022 года.
  • Сокращение лесозаготовки затронуло и Красноярский край (в 2022 году она упала на 20,6% по отношению к 2021-му).
  • Сокращение импорта пиломатериалов Китаем на фоне высокой конкуренции на рынке пиломатериалов в Красноярском крае при наличии там более сильных игроков может препятствовать успешной реализации данного проекта.
Копировать ссылкуСкопировано