Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

За чей счет банкет: почему скидки на маркетплейсах возмущают продавцов

Российские компании, которые торгуют электроникой в розницу, пожаловались ФАС на маркетплейсы. Продавцы обвинили площадки в демпинге на их товары и нарушении условий конкуренции. Разбирались, закончатся ли онлайн-распродажи у Ozon и Wildberries.

Чем недовольна розница

В Федеральную антимонопольную службу (она же ФАС) обратилась Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). Продавцы пожаловались на низкие цены на электронику, которую устанавливают российские маркетплейсы. 

По мнению компаний, онлайн-площадки идут на незаконный демпинг (снижая стоимость на 20–70%), тем самым вмешиваясь в политику ценообразования третьих лиц (как раз продавцов, которым принадлежат товары, выставленные на маркетплейсах), и ущемляют права представителей торговли. Выражается это в том, что те занижают стоимость до неконкурентно низких цен на электронику. Кроме того, низкие цены приводят к тому, что федеральным сетям физической розницы тяжело конкурировать с интернет-платформами. 

Свое недовольство в ассоциации подкрепили цифрами. «Подобный демпинг со стороны маркетплейсов способствовал перетоку покупателей на их площадки, что привело к падению продаж электроники и бытовой техники в розничных магазинах в 2024 году на 16% в натуральном выражении», — указывается в письме в ФАС. 

Что говорят маркетплейсы

Сами интернет-платформы с претензиями РАТЭК не согласны и считают, что своей ценовой политикой обеспечивают спрос на продукцию компаний. 

В объединенной компании Wildberries & Russ увидели в требованиях ассоциации по сути «установить во всех каналах продаж одинаково высокие цены на товары массового спроса», что вряд ли поможет развитию конкуренции на рынке. В Ozon считают, что при снижении цены за счет площадки — то есть в рамках «соинвестирования от маркетплейса» — выигрывают и покупатели, которые могут позволить себе дорогой товар, и продавцы — те при такой схеме никакую прибыль не теряют. 

Год назад, в январе 2024 года, оба маркетплейса — и Ozon, и Wildberries — были признаны коллективными монополистами. По оценке ФАС, интернет-площадки занимали 80% рынка. 

Интересно то, что, судя по отчетам компаний за прошлый год, они наращивали не только собственную выручку, но и обороты продавцов, продукция которых торгуется на площадке. Так, у Wildberries (ежедневно 20 млн посетителей, которые делают 8,8 млн заказов) за 9 месяцев 2024 года увеличился не только собственный оборот — на 67% (*абсолютные цифры компания не раскрывает), рост оборота всех продавцов — на 63%, в среднем на одного продавца — на 27%. 

Что касается Ozon, второго по величине и популярности маркетплейса в стране, то оборот (GMV) компании, включая услуги и e-commerce сегмент, вырос на 59% год к году и превысил 718,3 млрд рублей, несмотря на рекордно высокую базу 3 квартала 2023 года (140% роста). При этом компания отмечала, что рост GMV обеспечили результаты предпринимателей — в 3 квартале 2024 года их оборот на Ozon вырос быстрее, чем у компании, — на 64% (число активных продавцов приблизилось к 600 тыс.).

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное