Что происходит
В следующем году в Северной Америке продажи билетов в кинотеатры сократятся на 11%. Причина: массовые забастовки сценаристов и актеров в Голливуде. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на исследование Gower Street Analytics.
- По прогнозам аналитиков, в 2024-м Северная Америка заработает на продажах билетов $8 млрд, то есть на миллиард долларов меньше, чем в уходящем году.
- Это общемировой тренд: глобальные продажи билетов в следующем году должны составить $31,5 млрд, что на 5,7% меньше, чем в этом.
- Также в Gower Street считают, что к концу 2024-го мировой спрос на билеты упадет примерно на 20% по сравнению со средним показателем за последние 3 года. Аналитики отметили, что это значительно усложнит жизнь кинотеатрам, которые все еще пытаются восстановиться после пандемии COVID-19.
- Причиной падения продаж эксперты называют забастовки актеров и сценаристов в Голливуде. Из-за них были перенесены несколько крупных релизов, в том числе следующая часть «Миссии невыполнима» от Paramount Global, «Элио» от Pixar и Walt Disney, а также новый «Капитан Америка» от Disney Marvel. Предполагается, что из-за этого мировая киноиндустрия потеряет до $2 млрд.
- Эксперты отметили, что Китай — единственный рынок, который, по прогнозам, вырастет в следующем году примерно на 5%.
Тенденция
«Московские новости» изучили ряд профильных исследований и выделили тренды, которые могут изменить мировую киноиндустрию в 2024 году.
- Высокий спрос на билеты премиум-класса. Зрители все чаще выбирают премиум-киносеансы, чтобы посмотреть популярные блокбастеры. Этот тренд стал особенно заметен после выхода новой части «Аватара» в 2022-м: тогда большинство зрителей в США (56%) решили посмотреть новинку в 3D. В 2023-м крупнейшие сети кинотеатров продолжили активно наращивать показы в формате IMAX и модернизировать кинозалы, в частности, использовать передовую аудио- и видеотехнику от компании Dolby. Средняя стоимость премиального билета в США оценивается $17,33 (обычный билет стоит порядка $11,29).
- Популярность бесплатных стримингов. Пока крупные стриминги повышают цены на подписку, пользователи пытаются найти более дешевые альтернативы. Согласно результатам исследования Hub Entertainment Research, более половины (55%) потребителей пользуются по крайней мере одним бесплатным сервисом с поддержкой рекламы (их еще называют FAST-стримингами). Среди самых популярных платформ — Pluto TV, Roku, Tubi, Freevee от Amazon и другие. Чтобы удержать зрителей, крупным стримингам приходится идти на уступки. Например, Netflix запустил тариф с рекламой по более низкой цене.
- Премьеры в соцсетях. Если раньше киностудии активно боролись с пиратством и стремились удалить все сливы новинок в соцсетях, то сейчас некоторые из них стали самостоятельно загружать свои проекты на популярные платформы. Например, стриминговый сервис Peacock опубликовал пилотный эпизод своего комедийного сериала «В ударе» (2022) в TikTok в пяти частях. По словам представителей компании, ролики суммарно набрали 7 млн просмотров. Студия Paramount, в свою очередь, полностью загрузила комедию «Дрянные девчонки» (2004) в TikTok в 23 частях.
- Интерес стримингов к кинотеатрам. Крупные онлайн-площадки решили привлекать новых зрителей через оффлайн-показы. Такой стратегии, в частности, придерживается компания Apple, которая выпустила свою самую дорогую картину «Убийцы цветочной луны» в кинотеатрах, а потом представила ее на Apple TV+. По словам экспертов, интерес стримингов к кинотеатрам разнообразит список высокобюджетных премьер на больших экранах. Кроме того, их планы могут помочь кинотеатрам окончательно преодолеть кризис и вернуть кассовые сборы в США и Канаде к допандемийному уровню.
Что изменилось
Для мировой киноиндустрии уходящий год был богат на громкие события, которые «перевернули ее с ног на голову», пишет The New York Times. Рассказываем, что происходило на рынке в последнее время.
- Забастовка сценаристов и актеров в Голливуде. В мае Американская гильдия сценаристов (WGA) объявила о начале крупнейшей за 15 лет забастовки. Работу приостановили все участники сообщества, а это около 11,5 тыс. специалистов. Организация обвинила крупные стриминговые компании в намерении обесценить писательскую профессию. В знак протеста сотрудники отрасли отказались выполнять свои обязанности и вышли на пикеты. Впоследствии к забастовкам присоединились актеры.
- «Барбенгеймер». Премьера «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймера» Кристофера Нолана — абсолютно противоположных по настроению картин — в один день вызвала «помешательство» по всему миру и стала поводом для многочисленных мемов. Обе ленты стали главными хитами уходящего года и во многом перевернули рынок, говорят эксперты. «Барби» собрала в мировом прокате рекордные $1,44 млрд. По мнению кинокритиков, картина Греты Гервиг разрушила стереотип о том, что фильмы «для мужчин» более популярны у обоих полов, чем картины, которые ориентированы на женскую аудиторию. «Оппенгеймер» — трехчасовая драма о физике, которая собрала в прокате $952 млн. «Картина разрушила стереотип о том, что в эпоху потокового вещания «серьезные фильмы для взрослых» в кинотеатрах обречены на провал», — пишет The New York Times.
- Неудачи Disney. В 2023-м у киностудии дела шли плохо: «Человек-муравей и Оса: Квантомания» в мировом прокате собрал меньше $500 млн при бюджете в $200 млн. Критики и зрители признали его одним из худших проектов MCU. «Русалочка» с чернокожей героиней в главной роли, в свою очередь, обросла многочисленными скандалами. Долгожданное продолжение «Индианы Джонса» тоже не оправдало ожиданий: лента собрала $384 млн при бюджете в $295 млн. По словам критиков, новая часть не вызвала чувство ностальгии у зрителей, а лишь напомнила им, что с момента выхода первой части они «сильно постарели».
- «Супергеройский» провал. Супергерои долгое время считались чуть ли не самым надежным способом привлечь аудиторию. Но в 2023-м Капитан Марвел, Флэш и Человек-муравей не смогли заинтересовать зрителей. В минувшие выходные, например, продажи билетов на фильм «Аквамен и потерянное королевство», производство которого обошлось более чем в $200 млн, достигли «катастрофических» $28 млн в США и Канаде. За рубежом фильм заработал $80 млн.
- Возвращение легендарных режиссеров. Уходящий год ознаменовался целым рядом режиссерских камбэков. Например, Мартин Скорсезе спустя 4 года перерыва выпустил картину «Убийцы цветочной луны» с Леонардо ДиКаприо и Робертом Де Ниро, а Дэвид Финчер вернулся с фильмом «Убийца», снятым для Netflix. Также спустя 8 лет затишья состоялся камбэк режиссера Майкла Манна с фильмом «Феррари» с Адамом Драйвером и Пенелопой Крус в главных ролях.
В России
- За прошедший год российская киноиндустрия переживала подъем — рынок активно восстанавливается после пандемии COVID-19. К концу года кинотеатральные сборы по стране приблизились к 40 млрд рублей. По прогнозам «Кинопоиска», в следующем году показатели будут еще больше. Однако пока к предпандемийным цифрам приблизиться не удается — в 2019-м сборы оценивались в 55,5 млн рублей.
- Участники рынка указывают на значительную роль так называемого «предсеансового обслуживания» в уходящем году: на фоне кризиса еще летом 2022-го кинотеатры в паре с российским фильмом — часто короткометражным — начали показывать пользующиеся спросом голливудские ленты. Так, в первом полугодии 2023-го теневой прокат стал настолько массовым явлением, что обеспечил треть кассовых сборов российских кинотеатров, подсчитали в объединенной киносети «Формула Кино» и «Синема Парк».
- Главной премьерой года в стране оказался семейный блокбастер «Чебурашка», который собрал в прокате 6,7 млрд рублей, таким образом обойдя даже первого «Аватара» Джеймса Кэмерона.
- Также в топе оказались «По щучьему велению», «Вызов» и «Аватар: Путь воды».