КапиталДетали

Забастовки, «барбенгеймер» и пустые кинотеатры: что происходило в мировом кино в 2023 году и каким для него будет 2024-й

Аналитики ожидают в наступающем году падения глобальных продаж билетов в кинотеатры на 5,7% и снижения этого показателя в денежном выражении до $31,5 млрд. Для рынка, который все еще не восстановился после пандемии COVID-19, этот удар может стать сокрушительным. Рассказываем о перспективах мировой киноиндустрии в 2024-м.

Что происходит

В следующем году в Северной Америке продажи билетов в кинотеатры сократятся на 11%. Причина: массовые забастовки сценаристов и актеров в Голливуде. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на исследование Gower Street Analytics.

  • По прогнозам аналитиков, в 2024-м Северная Америка заработает на продажах билетов $8 млрд, то есть на миллиард долларов меньше, чем в уходящем году. 
  • Это общемировой тренд: глобальные продажи билетов в следующем году должны составить $31,5 млрд, что на 5,7% меньше, чем в этом.
  • Также в Gower Street считают, что к концу 2024-го мировой спрос на билеты упадет примерно на 20% по сравнению со средним показателем за последние 3 года. Аналитики отметили, что это значительно усложнит жизнь кинотеатрам, которые все еще пытаются восстановиться после пандемии COVID-19.
  • Причиной падения продаж эксперты называют забастовки актеров и сценаристов в Голливуде. Из-за них были перенесены несколько крупных релизов, в том числе следующая часть «‎Миссии невыполнима»‎ от Paramount Global, «‎Элио»‎ от Pixar и Walt Disney, а также новый «‎Капитан Америка»‎ от Disney Marvel. Предполагается, что из-за этого мировая киноиндустрия потеряет до $2 млрд.
  • Эксперты отметили, что Китай — единственный рынок, который, по прогнозам, вырастет в следующем году примерно на 5%.

Тенденция

«‎Московские новости»‎ изучили ряд профильных исследований и выделили тренды, которые могут изменить мировую киноиндустрию в 2024 году.

  • Высокий спрос на билеты премиум-класса. Зрители все чаще выбирают премиум-киносеансы, чтобы посмотреть популярные блокбастеры. Этот тренд стал особенно заметен после выхода новой части «‎Аватара»‎ в 2022-м: тогда большинство зрителей в США (56%) решили посмотреть новинку в 3D. В 2023-м крупнейшие сети кинотеатров продолжили активно наращивать показы в формате IMAX и модернизировать кинозалы, в частности, использовать передовую аудио- и видеотехнику от компании Dolby. Средняя стоимость премиального билета в США оценивается $17,33 (обычный билет стоит порядка $11,29). 
  • Популярность бесплатных стримингов. Пока крупные стриминги повышают цены на подписку, пользователи пытаются найти более дешевые альтернативы. Согласно результатам исследования Hub Entertainment Research, более половины (55%) потребителей пользуются по крайней мере одним бесплатным сервисом с поддержкой рекламы (их еще называют FAST-стримингами). Среди самых популярных платформ — Pluto TV, Roku, Tubi, Freevee от Amazon и другие. Чтобы удержать зрителей, крупным стримингам приходится идти на уступки. Например, Netflix запустил тариф с рекламой по более низкой цене.
  • Премьеры в соцсетях. Если раньше киностудии активно боролись с пиратством и стремились удалить все сливы новинок в соцсетях, то сейчас некоторые из них стали самостоятельно загружать свои проекты на популярные платформы. Например, стриминговый сервис Peacock опубликовал пилотный эпизод своего комедийного сериала «‎В ударе»‎ (2022) в TikTok в пяти частях. По словам представителей компании, ролики суммарно набрали 7 млн просмотров. Студия Paramount, в свою очередь, полностью загрузила комедию «‎Дрянные девчонки»‎ (2004) в TikTok в 23 частях.
  • Интерес стримингов к кинотеатрам. Крупные онлайн-площадки решили привлекать новых зрителей через оффлайн-показы. Такой стратегии, в частности, придерживается компания Apple, которая выпустила свою самую дорогую картину «Убийцы цветочной луны» в кинотеатрах, а потом представила ее на Apple TV+. По словам экспертов, интерес стримингов к кинотеатрам разнообразит список высокобюджетных премьер на больших экранах. Кроме того, их планы могут помочь кинотеатрам окончательно преодолеть кризис и вернуть кассовые сборы в США и Канаде к допандемийному уровню.

Что изменилось

Для мировой киноиндустрии уходящий год был богат на громкие события, которые «‎перевернули ее с ног на голову»‎, пишет The New York Times. Рассказываем, что происходило на рынке в последнее время.

  • Забастовка сценаристов и актеров в Голливуде. В мае Американская гильдия сценаристов (WGA) объявила о начале крупнейшей за 15 лет забастовки. Работу приостановили все участники сообщества, а это около 11,5 тыс. специалистов. Организация обвинила крупные стриминговые компании в намерении обесценить писательскую профессию. В знак протеста сотрудники отрасли отказались выполнять свои обязанности и вышли на пикеты. Впоследствии к забастовкам присоединились актеры.
  • «Барбенгеймер». Премьера «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймера» Кристофера Нолана — абсолютно противоположных по настроению картин — в один день вызвала «помешательство» по всему миру и стала поводом для многочисленных мемов. Обе ленты стали главными хитами уходящего года и во многом перевернули рынок, говорят эксперты. «‎Барби»‎ собрала в мировом прокате рекордные $1,44 млрд. По мнению кинокритиков, картина Греты Гервиг разрушила стереотип о том, что фильмы «‎для мужчин»‎ более популярны у обоих полов, чем картины, которые ориентированы на женскую аудиторию. «‎Оппенгеймер»‎ — трехчасовая драма о физике, которая собрала в прокате $952 млн. «‎Картина разрушила стереотип о том, что в эпоху потокового вещания «серьезные фильмы для взрослых» в кинотеатрах обречены на провал»‎, — пишет The New York Times.
  • Неудачи Disney. В 2023-м у киностудии дела шли плохо: «‎Человек-муравей и Оса: Квантомания»‎ в мировом прокате собрал меньше $500 млн при бюджете в $200 млн. Критики и зрители признали его одним из худших проектов MCU. «‎Русалочка»‎ с чернокожей героиней в главной роли, в свою очередь, обросла многочисленными скандалами. Долгожданное продолжение «‎Индианы Джонса»‎ тоже не оправдало ожиданий: лента собрала $384 млн при бюджете в $295 млн. По словам критиков, новая часть не вызвала чувство ностальгии у зрителей, а лишь напомнила им, что с момента выхода первой части они «‎сильно постарели»‎.
  • «‎Супергеройский»‎ провал. Супергерои долгое время считались чуть ли не самым надежным способом привлечь аудиторию. Но в 2023-м Капитан Марвел, Флэш и Человек-муравей не смогли заинтересовать зрителей. В минувшие выходные, например, продажи билетов на фильм «‎Аквамен и потерянное королевство»‎, производство которого обошлось более чем в $200 млн, достигли «‎катастрофических»‎ $28 млн в США и Канаде. За рубежом фильм заработал $80 млн.
  • Возвращение легендарных режиссеров. Уходящий год ознаменовался целым рядом режиссерских камбэков. Например, Мартин Скорсезе спустя 4 года перерыва выпустил картину «‎Убийцы цветочной луны»‎ с Леонардо ДиКаприо и Робертом Де Ниро, а Дэвид Финчер вернулся с фильмом «‎Убийца»‎, снятым для Netflix. Также спустя 8 лет затишья состоялся камбэк режиссера Майкла Манна с фильмом «‎Феррари» с Адамом Драйвером и Пенелопой Крус в главных ролях. 

В России

  • За прошедший год российская киноиндустрия переживала подъем — рынок активно восстанавливается после пандемии COVID-19. К концу года кинотеатральные сборы по стране приблизились к 40 млрд рублей. По прогнозам «‎Кинопоиска»‎, в следующем году показатели будут еще больше. Однако пока к предпандемийным цифрам приблизиться не удается — в 2019-м сборы оценивались в 55,5 млн рублей.
  • Участники рынка указывают на значительную роль так называемого «предсеансового обслуживания» в уходящем году: на фоне кризиса еще летом 2022-го кинотеатры в паре с российским фильмом — часто короткометражным — начали показывать пользующиеся спросом голливудские ленты. Так, в первом полугодии 2023-го теневой прокат стал настолько массовым явлением, что обеспечил треть кассовых сборов российских кинотеатров, подсчитали в объединенной киносети «Формула Кино» и «Синема Парк». 
  • Главной премьерой года в стране оказался семейный блокбастер «‎Чебурашка»‎, который собрал в прокате 6,7 млрд рублей, таким образом обойдя даже первого «‎Аватара»‎ Джеймса Кэмерона. 
  • Также в топе оказались «‎По щучьему велению»‎, «‎Вызов»‎ и «‎Аватар: Путь воды»‎.
Копировать ссылкуСкопировано