КапиталДетали

Зарубежные вложения

В Тольятти начнут выпускать гражданские беспилотники, «Автотор» расширил линейку автомобилей и электромобилей BAIC, в Башкирии построят завод по производству оборудования для зернохранилищ и выпуску муки и круп.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

В Самарской области построят завод по выпуску гражданских беспилотников

В Тольятти на территории особой экономической зоны начнет работу завод компании «Транспорт будущего». К строительству приступили в текущем апреле. К 2024 году планируется выйти на производительность более 3 тыс. дронов в год.

Факты

  • Под строительство нового завода приобретена площадка более 40 тыс. кв. метров.
  • В разработку моделей беспилотников «Транспорта будущего» и строительство инфраструктуры завода уже вложено более 3 млрд рублей. 
  • Модельный ряд «Транспорта будущего» представлен двумя модификациями: аэротакси и большой грузовой БАС (беспилотная авиационная система) взлетной массой до 700 кг.
  • Авиасистемы «Транспорта будущего» предназначены для доставки пассажиров и грузов в труднодоступных местах, помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций, мониторинга и обработки сельскохозяйственных полей.

Перспективы

  • Сумма инвестиций в тольяттинское производство в течение ближайших трех лет превысит 6 млрд рублей.
  • В 2024 году предполагается выйти на производительность более 3 тыс. БАС в год — как тяжелых, так и массой менее 30 кг.
  • В перспективе планируется разместить в Тольятти серийное производство семи модификаций БАС и проводить в Самарской области летные испытания.
  • Компания «Транспорт будущего» намерена производить все ключевые структурные элементы аппаратов: драйверы, детали корпуса, винты и другое.
  • ОЭЗ создаст более 500 новых рабочих мест уже на первом этапе реализации проекта.
  • Предполагается, что предприятие получит от Минпромторга РФ субсидию на затраты по созданию научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетной радиоэлектронной аппаратуры, а также субсидию на финансовое обеспечение части затрат на создание электронной компонентной базы и модулей.

Риски

  • В России быстро растет конкуренция по разработке и выпуску гражданских беспилотников. Самыми крупными игроками стремятся стать «Геоскан» и «Аэромакс» (входит в АФК «Система»), уже имеющие большой опыт работы на рынке. Разработкой аэротакси, помимо «Эфко», занимаются две компании: Hover и «Яндекс».
  • В перспективе могут понадобиться дополнительные инвестиции, учитывая конкуренцию на рынке.
  • Производство беспилотников невозможно без импорта критически важных компонентов, таких как микросхемы. Компании придется рассчитывать на импорт из «дружественных» стран, который подвержен рискам вторичных санкций. 

«Автотор» расширил линейку автомобилей и электромобилей BAIC, производимых в Калининградской области

Калининградский автомобильный завод «Автотор» расширил модельный ряд собираемых на предприятии китайских автомобилей BAIC и готовит выпуск электромобилей этого бренда. 

Факты

  • В 2023 году «Автотор» начал крупноузловую сборку китайских автомобилей BAIC — в январе седана Kaiyi E5, а в апреле — седана BAIC U5 Plus, внедорожника BAIC BJ40 и кроссовера BAIC Х35. 
  • 14 апреля 2023 года стартовало производство еще трех моделей BAIC: среднеразмерный кроссовер SWM G01; городской кроссовер SWM G01F; полноразмерный кроссовер SWM G05 Pro.

Перспективы

  • В 2023 году «Автотор» приступит к производству инновационного модельного ряда, включая автомобили на новых видах энергии. Также будут проработаны технические решения для их адаптации под потребности российского рынка.
  • До конца 2023 года «Автотор» планирует выпустить около 30 тыс. автомобилей марки BAIC.
  • С 2024 года планируется наладить производство по полному циклу со сваркой и окраской кузовов с последующей локализацией лакокрасочных материалов и штамповки.
  • В будущем году на заводе должны начать локализацию автомобильных компонентов, таких как аккумуляторные батареи, стекла, бамперы, бачки омывателей, колесные диски, сиденья, выхлопные системы и другое.
  • В будущем покупателям станут доступны еще две модели кроссоверов X55 и X7.
  • На предприятии планируют использовать комплектующие (включая электродвигатели, редукторы, инверторы, системы управления и другие комплектующие) собственного производства, к выпуску которых завод приступит в 2024 году.

Риски

  • Конкуренты BAIC на российском рынке — китайские марки Geely, Haval и Changan, которые уже пользуются известностью в России и продаются по более низким ценам, чем BAIC.
  • Потенциальных покупателей из северных регионов России отталкивает отсутствие в автомобилях BAIC подогрева руля, сидений и лобового стекла («зимний пакет»).
  • Многие запчасти будут поставляться на завод из Китая, в связи с чем возможны проблемы со сроками поставки комплектующих.

Турецкая компания Agropro планирует запустить в Башкирии завод по производству оборудования для зернохранилищ и выпуску муки и круп

Предполагаемый объем инвестиций в проект составит 7 млрд рублей. Производство планируют разместить в особой экономической зоне «Алга». 

Факты

  • В настоящее время инвесторы занимаются выбором площадки для размещения производства. 
  • Проект Agropro будет представлен на «Инвестчасе» для обсуждения мер поддержки со стороны региональных властей. 
  • Региональный рынок испытывает высокую потребность в зернохранилищах (элеваторах). В 2022 году урожай зерновых в Башкортостане значительно увеличился, составив более 5 млн тонн. В связи с ростом урожая регион столкнулся с нехваткой помещений для его хранения (аналогичная ситуация наблюдалась и в целом по стране). 

Перспективы

  • На заводе будут созданы более 200 рабочих мест.
  • Оборудование для хранения зерна может включать в себя автоматы погрузки и выгрузки, транспортеры, подъемники и прочее. Кроме того, Agropro планирует выпускать оборудование для обработки зерна — зерносушилки и зерноочистительные машины. 

Риски

  • Известно, что в 2019–2020 годах компания Agropro заявляла о желании построить в соседней Республике Татарстан завод по производству муки; в рамках проекта было подписано соглашение о сотрудничестве с АО «Республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций». Однако о дальнейшей реализации проекта до сих пор не сообщалось, хотя изначально запуск завода был запланирован на конец 2020 года. 
  • Коммерческая выгода этого производства ограничена: экспортные возможности затрудняет сложная логистика (во многом из-за низких сроков хранения муки), а тенденции на мировом рынке снижают стоимость не только самого зерна, но и муки, что сокращает рентабельность мукомольных производств. Экспорт крупы в свою очередь ограничивается государственными запретами (с 1 января по 30 июня 2023 года действует запрет на вывоз из России риса и рисовой крупы). 
  • В Башкирии есть два крупных мукомольных производства — «Давлекановский комбинат хлебопродуктов» и «Сибайский элеватор», которые способны полностью обеспечить республику мукой. Новое производство муки может быть успешным, если будет ориентировано на экспорт. 
  • В России фиксируется дефицит готовых элеваторов, а не оборудования для них, которое производится в стране в достаточном объеме. Поэтому востребованность турецкой продукции будет зависеть от того, насколько выгодным будет ее предложение.
Копировать ссылкуСкопировано