Как Китай и Индия отреагировали на санкции
Сегодня Bloomberg сообщил о первых наглядных последствиях санкций США, принятых 10 января. По сведениям агентства, у берегов восточного Китая простаивают три танкера, на борту которых в общей сложности находится 2 млн баррелей российской нефти.
На стоянке оказались три судна — Huihai Pacific (его груз — 770 тыс. баррелей нефти сорта ESPO), MerMar (755 тыс. баррелей того же сорта нефти), Olia (709 баррелей). Все они оказались под действиями «самого агрессивного пакета санкций против экспорта российской нефти» среди мер, принятых после февраля 2022 года. Из-за них китайские порты прекратили прием и разгрузку «санкционных» судов.
Следом о своем отказе принимать танкеры с санкционной нефтью заявила Индия: как сообщает тот же Bloomberg, теперь банки страны будут требовать сертификаты происхождения — таким образом, будут проверять, чтобы нефть не поступала от поставщиков, попавших под ограничения.
Какие санкции ввели США
Меры, направленные на то, чтобы ослабить экономику РФ, США вводят стабильно — раз в квартал. Только в 2024 году было четыре крупных пакета — один из них, например, был сфокусирован на ударе по финансовому сектору. Цель новых санкций — российские углеводороды, точнее, доходы РФ от их экспорта. Именно поэтому под ограничения в этот раз попали компании, отдельные лица и суда, которые, по мнению Минфина США, задействованы в добыче и продаже нефти и газа.
В новом «черном списке» оказались крупнейшие экспортеры — «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз», а также их «дочки». Помимо этого новые меры затрагивают:
- зарубежных трейдеров (из ОАЭ и Гонконга) — за то, что продавали российскую нефть;
- страховые компании («Ингосстрах» и «Альфастрахование») — за то, что страховали суда, перевозящие российскую нефть;
- собственно, сами перевозчики нефти. Под санкции попали судоходные компании «Совкомфлот» и «Роснефтефлот»;
- отдельные корабли — в списке более 180 судов (таким образом США борются с теневым флотом).
Что говорят о последствиях санкций
С точки зрения Reuters, новые санкции США заставят Китай и Индию, куда Россия активно наращивала нефтяной экспорт, переключиться на поставщиков из Ближнего Востока, Африки и Америки. Это, в свою очередь, подстегнет цены вверх (которые, кстати, сейчас активно растут — Brent уже подобрался к $81 за баррель). По мнению агентства, трудности создаст тот факт, что в черном списке оказались 143 танкера, которые в 2024 году перевезли почти половину экспорта российской нефти (43%).
В свою очередь, в Кремле заявили, что Россия будет искать альтернативные маршруты поставок своих энергоносителей, чтобы минимизировать последствия санкций. «В одном месте что-то перекрывают, в другом месте появляются альтернативные варианты», — отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Что касается аналитиков, то те отмечают: санкции вводятся не первый раз, а сменить юрисдикцию и официальных владельцев танкеров не так уж сложно.