Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».
В Ульяновской области наладят выпуск автозапчастей для «Москвича» и Lada
Факты
- Димитровградский автоагрегатный завод занимается выпуском кузовной арматуры и электрооборудования, включая вакуумные усилители тормозов, выключатели зажигания, зеркала, ручки дверей и
топливные рампы . - В Ульяновской области Фонд развития промышленности, с учетом проекта ДААЗ, уже выделил финансирование 13 промышленным проектам на сумму порядка 15 млрд рублей.
- ДААЗ в настоящее время активно решает задачи импортозамещения. В 2023 году объем производства на заводе вырос на 82%.
Перспективы
- Всего в проект будет инвестировано 4,2 млрд рублей, из которых 3,3 млрд — льготный займ Фонда развития промышленности в рамках программы
«Автокомпоненты» . Остальную сумму в проект вложит сам завод. - Будет создано 450 новых рабочих мест.
- В планах проекта — локализация производства основных деталей и узлов подвески, а также шасси для легковых автомобилей, в том числе для электромобилей. На предприятии начнется выпуск подрамников, рычагов передней и задней подвески, которые предназначены для отечественных автомобилей.
- Продукция предприятия будет поставляться главным образом на АвтоВАЗ, а также использоваться для сборки автомобилей «Москвич» и электромобилей «Атом».
- Одновременно с этим проектом компания «Соллерс» реализует проект по производству автокомпонентов на площадке УАЗа в городе Ульяновске — к выпуску планируются подушки безопасности, электронные блоки управления системой безопасности, рулевые колеса и ремни безопасности.
Риски
- Детали будущего проекта неизвестны, в том числе дата завершения, объемы производства и поставок на заводы.
- Бывшие и нынешние работники завода жаловались на плохие условия работы и задержки зарплат.
- В феврале 2023 года программа Фонда развития промышленности «Автокомпоненты» была сокращена на 3 млрд рублей по причине перераспределения средств на нужды новых регионов.
- Конкурентоспособность российских автокомпонентов не является высокой, а их стоимость значительно выросла. Около 60% рынка автозапчастей в России занимают китайские производители.
В Курской области «Мираторг» запустил завод по производству желатина
Компания планирует выпускать до 6 тыс. тонн желатина в год, что позволит закрыть до половины потребностей российского рынка.
Факты
«Мираторг» — крупная российская агропромышленная и торговая компания является крупнейшим производителем свинины и говядины в России, а также входит в десятку лидеров рынка по производству куриного мяса. Среди других видов деятельности компании — производство кормов для животных, выпуск семян, торговая сеть, ресторанный бизнес и другое.- В 2021 году «Мираторг» подписал соглашение с правительством Курской области о строительстве в регионе завода по производству желатина. Его запуск состоялся в декабре 2023 года в селе Черницыно Октябрьского района Курской области.
Перспективы
- Объем инвестиций в проект достиг порядка 4,4 млрд рублей. Число новых рабочих мест составит около 100, объем налоговых отчислений в региональный бюджет — 420 млн рублей в год.
- На заводе будут производить до 6 тыс. тонн желатина в год, а также пищевой жир и кормовой протеин. На полную мощность предприятие планируют вывести в 2025 году. Кроме того, в будущем возможен запуск на заводе производства коллаген-пептида.
- Сырьем для переработки станет побочная продукция животного происхождения (свиная шкурка), которая будет поставляться с двух мясохладобоен «Мираторга», в том числе из
Курской области . - До настоящего времени желатин в России почти не производился (последний советский завод был закрыт в 2000-е годы): продукт поставлялся из Бразилии, Китая, стран ЕС и СНГ. Общие продажи желатина (технического и пищевого) за последние годы снизились и составили в 2022 году 16 тыс. тонн (в 2018 году — 25 тыс. тонн).
- При этом спрос на пищевой желатин рос: «Мираторг» рассчитывает, что к 2025 году его потребление составит 12 тыс. тонн, и компании удастся занять половину рынка. Других крупных проектов по производству желатина в России пока не запланировано.
- Кроме того, «Мираторг» планирует отправлять часть продукции на экспорт: в Китай и Вьетнам.
- Среди других крупных проектов «Мираторга», реализующихся в данный момент, можно отметить строительство комплекса глубокой переработки картофеля, реализуемого совместно с компанией «Вкусно и точка» в Орловской области. Объем инвестиций в этот проект составит 17,5 млрд рублей.
Риски
- В 2023 году в связи с низкой рентабельностью компания закрыла 14 фирменных магазинов (12% от их общего количества). Ранее она массово закрывала магазины в кризисный период 2014–2016 годов; при этом сеть остается убыточной с 2012 года.
- В апреле 2022 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала антикартельную проверку «Мираторга»: в частности, изучались цепочки поставок мяса и ценообразование компании. По итогам нарушений выявлено не было. Однако летом 2023 года компанию оштрафовали за нарушение запрета на рекламу никотиносодержащей продукции.
С 2024 года начнется масштабное финансирование строительства Южного обхода вокруг Саратова
Стало известно о скором запуске федерального финансирования в размере 56 млрд рублей для проекта по строительству Южного обхода города Саратова с мостовым переходом через Волгу.
Факты
- Финансирование Южного обхода Саратова предусмотрено в федеральном бюджете. В 2024 году на проект будет выделено 56 млрд рублей, а всего в него вложат 134,4 млрд рублей.
- Первоначально стоимость данного проекта оценивалась примерно в 180 млрд рублей. Тем не менее Росавтодор предложил менее дорогой вариант — 134,4 млрд рублей.
- На данный момент объезд Саратова и Энгельса осуществляется по Саратовской кольцевой автомобильной дороге (СКАД), которая не обеспечивает полноценный пропуск транзитного транспорта вне городов. На южном направлении ближайшим является мост «Саратов – Энгельс», по которому запрещено движение грузового транспорта.
Перспективы
- Разработка проекта строительства Южного обхода Саратова будет осуществляться в 2023–2024 годах, далее он пройдет государственную экспертизу. Сдать объект должны в 2026 году.
- Южный обход будет реализован в два этапа: он включает в себя строительство моста через Волгу и четырехполосной дороги. Общая протяженность с подъездными дорогами и развязками составит 63,3 км.
- Одной из важнейших частей Южного обхода Саратова является новый мост над Волгой. Предполагается построить низководный мост длиной 11,9 км. Основная русловая часть моста составит 2,2 километра, где будет находиться судовой ход.
- Мост со стороны Саратова возьмет свое начало выше по течению от поселка Красный Текстильщик в районе поселка Хмелевка и села Колотов Буерак. Далее Южный обход пройдет между частями дачных массивов, где будут сделаны проезды тоннельного типа. Со стороны Энгельса мост пройдет ниже по течению от села Квасниковка около СНТ «Фрегат». От него Южный обход пойдет до поселка Лощинный. Там он замкнет кольцо вокруг Саратова и Энгельса и выйдет на трассу А-298 (Пристанное – Ершов – Озинки).
Риски
- Владельцы дач и участники СНТ жалуются и протестуют против изъятия земельных участков в связи со строительством нового моста и федеральной трассы.
- Председатель Государственной думы Вячеслав Володин отмечал, что в связи с плохо сформированным техническим заданием и другими ошибками проект оказался слишком дорогим. Однако сейчас сделана ставка на его относительное удешевление.
- Местные жители говорят о приоритетной необходимости строительства второго моста через Волгу в черте города, а не за его пределами. Нынешний мост не справляется с потребностями городской агломерации Саратова и Энгельса, тогда как Южный обход больше нужен для транзитного транспорта.