Культурный кодДетали

Женщины захватили систему образования в Венгрии. Почему это беспокоит политиков и что говорят ученые

Внимание венгерских и ряда западных СМИ привлек отчет, который власти опубликовали в прошлом месяце.

В нем говорится, что феминизация образования ведет к разрушению института семьи и экономики страны.

Что произошло

Венгерские власти сообщили, что женщины захватили систему образования. Это, по их мнению, может подорвать психическое здоровье мальчиков, разрушить экономику и привести к демографическому кризису.

Но при этом 

Многие научные исследования свидетельствуют, что пол преподавателя никак не влияет на успехи учеников.

Контекст

Власти Венгрии проводят более традиционную политику по сравнению с ЕС, защищают семейные ценности и ограничивают права ЛГБТ. 

Расклад сил

Большинство учителей (70%) в мире — женщины. Больше всего женщин-учителей в Болгарии, Эстонии, Литве, Словакии и Словении (порядка 85%). В России доля женщин-педагогов приближается к 82%.

Что произошло

Внимание венгерских и ряда западных СМИ привлек отчет, который власти опубликовали в прошлом месяце. В нем говорится, что система образования страны стала «излишне феминизированной».

  • В Венгрии 82% учителей — женщины, отмечается в документе. Кроме того, в 2010–2021 годах в венгерские вузы ежегодно поступало больше женщин, чем мужчин, к началу осени 2022 года девушек в университетах будет 54,5%.
  • Авторы также отмечают, что студенты чаще бросают учебу, а студентки — чаще получают научные степени.

В отчете говорится, что феномен, именуемый «розовым образованием», может подорвать психическое здоровье мальчиков, разрушить экономику страны и привести к демографическому кризису.

  • Авторы отмечают, что для женщин характерны эмоциональность и в то же время — вдумчивость и «социальная зрелость». Это дает им преимущество в процессе получения образования. 
  • В то же время мальчикам, по версии авторов отчета, больше присущи стремление к риску, предприимчивость и изобретательность, а «наказание за проявление» этих качеств в школах формирует психологические проблемы и мешает развитию.
  • В документе отмечается, что вышеперечисленные мужские качества «необходимы для оптимального развития экономики».
  • Авторы отчета утверждают, что «розовое образование» может вызвать «демографические проблемы», поскольку высококвалифицированные женщины не смогут найти супругов себе под стать, «что может привести к снижению рождаемости».

Но при этом 

Венгерский депутат от оппозиции Эндре Тот раскритиковал выводы, которые приводятся в отчете. Он заявил в соцсетях, что разговоры о мужских и женских качествах являются «полным научным абсурдом» и добавил, что «пора снять очки прошлого века».

  • Исследования, проведенные в Великобритании (там около 20% учителей мужчин в начальной школе и около 40% в средней), показывают, что в начальной средней школе девочки действительно успешнее, чем мальчики. Гипотезы о том, что недостаточное присутствие мужчин в школьном образовании негативно влияет на успеваемость мальчиков, в стране также выдвигались неоднократно. 

Однако большинство международных исследований свидетельствуют о том, что в основном пол преподавателя не влияет на успехи учеников.

  • Успешность девочек в учебе некоторые педагоги, как и авторы венгерского отчета, объясняют разницей в поведении — девочки более дисциплинированны, в то время как мальчикам бывает сложнее сосредоточиться на учебном процессе.
  • Феминизация школьной педагогики, по мнению ученых, связана не с желанием женщин захватить систему образования, а, напротив, с дискриминацией: статистика свидетельствует, что женщины чаще мужчин работают в низкооплачиваемых профессиях. В то же время в частных школах Великобритании, где зарплаты выше, педагогов-мужчин втрое больше, чем в государственных. 
  • Кроме того, согласно мировой статистике, мужчины чаще женщин занимают руководящие должности в образовании, например посты директоров школ.

Контекст

Как отмечает The Guardian, премьер-министр Венгрии с 2010 года проводит «консервативную революцию».

  • В 2019 году уполномоченный Совета Европы по правам человека после визита в страну заявил об «откате назад в отношении прав женщин и гендерного равенства в Венгрии».
  • В мае 2020 года Национальное собрание Венгрии утвердило юридический запрет на смену пола в документах, включая паспорта.
  • В 2021 году правительство Венгрии приняло закон, который запрещает демонстрировать детям до 18 лет материалы, поощряющие гомосексуальность или смену пола. В ответ 14 стран — Бельгия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Испания, Швеция и Италия — заявили, что осуждают этот закон и считают его дискриминирующим права ЛГБТ. 
  • Кроме того, в Венгрии «в 2021 году был принят так называемый «закон о педофилах», который фактически приравнял ЛГБТ-сообщество к педофилам», – заявила Анна Шлави, соучредитель сети Qlit, движения и веб-сайта для гомосексуальных женщин в Венгрии.
  • В этом году Венгрия избрала Каталин Новак своей первой женщиной-президентом. Однако The Guardian отмечает, что в правительстве страны по-прежнему лишь одна женщина занимает пост министра, что ставит ее на предпоследнее место в Европейском союзе с точки зрения представительства женщин во власти.
  • Кроме того, из всех стран ЕС в Венгрии меньше всего женщин на руководящих постах. Например, в 2021 году женщины занимали 30,6% должностей в советах директоров в среднем по ЕС, однако в Венгрии этот показатель менее 10%. 

В то же время, по мнению экспертов, политика премьера страны Виктора Орбана защищает права семей и одобряется большинством населения страны.

Расклад сил

  • Согласно исследованию Организации экономического развития и сотрудничества, в котором приняли участие 70 тыс. педагогов из 23 стран, в мире в целом большинство учителей (в среднем 70%) — женщины. Больше всего женщин-учителей в Болгарии, Эстонии, Литве, Словакии и Словении (порядка 85%). 
  • А вот возглавляют школы преимущественно мужчины — на них приходится 55% всех директорских постов. Максимальная доля женщин-директоров в Бразилии — около 87%, минимальная — в Турции (7%) и Южной Корее (12%).
  • В РФ в целом картина такая же, как и в среднем по остальному миру. В российской сфере образования, по данным ВШЭ, доля женщин достигает 82%. Больше всего женщин в начальной и средней школе — там их доля 88,9%. В вузах доля сотрудников-женщин куда меньше — 57,6%, при этом руководящие посты чаще занимают мужчины. При этом в научной сфере среди исследователей лишь 39,2% — женщины. 

Фото обложки: Zoltan Mathe / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано