Вход-портал: войлочное пространственное панно «Сады Вечности»
Талантливая татарская художница Альфия Ильясова использовала в своей работе яркие образы и самобытные орнаменты: благодаря их последовательности мы через цветущие сады вечности попадаем в колесо времени и оказываемся в современности. А заодно становимся и свидетелями пути татарского народа, из сельской местности перебирающегося постепенно в города. Поэтому и видим тут элементы степной, тюркско-татарской культуры — это небо, путь, степь, цветы; и элементы исламской городской культуры — это архитектура, мечеть, рисунки, свойственные молитвенным коврикам.
Автор окрашивала войлок вручную — соком ягод и растений Поволжья, что придает панно удивительную глубину цвета и неповторимый аромат. Это не просто декоративное панно, а глубоко символичный образ, связывающий прошлое и настоящее, ремесло и искусство, историю и современность. Вдохновением для Альфии послужили старинный намазлык из коллекции Национального музея Республики Татарстан, а также оформление главного входа в павильон Татарской АССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1939 году, на которой арочный вход был украшен коврами.

Орда, булгары и уточки: старинные керамика и украшения
Особое место в экспозиции занимает витрина с височными серьгами XII века из Фонда Марджани. Эти великолепные серьги, изготовленные из золота и меди с применением сложнейших ювелирных техник, не просто украшение, а настоящий артефакт, повествующий о древнетюркских мифах про сотворение мира. Изображения уточек, держащих в клювах маленькие шарики, символизируют мифическую птицу, которая принесла со дна мирового океана комок глины — то зерно, из которой родилась вся суша, весь доступный человеку мир, первозданная Земля. Такие детали говорят о богатстве тюркской мифологии и глубине символизма, заложенного в древнем декоративном искусстве.

Кожаная мозаика и казанский шов: уникальные ремесленные техники Поволжья
Зал, посвященный кожаным изделиям, знакомит посетителей с одним из самых аутентичных и вдохновляющих татарских промыслов — узорными кожaми и казанским швом, включенным в список нематериального культурного наследия России. Здесь можно увидеть, как мастера виртуозно работали с кожей, создавая из этого материала не просто предметы обихода, а подлинные произведения искусства.
Экспозиция демонстрирует эволюцию кожаной обуви от традиционного мягкого сапога к современным моделям, показывая, как древние ремесла продолжают жить и развиваться.
В этом зале можно увидеть работы Наили Кумысниковой — художницы и исследовательницы татарского ремесла, которая лично участвовала в восстановлении аутентичной техники и орнаментики татарских узорных кож. Сегодня по старинным методам она создает собственные авторские произведения вроде панно «Умай». На нем — богиня в облике двуглавой птицы, но легенда гласит, что она могла принимать и образ дерева, причем в разные периоды своего жизненного цикла. Умай вообще всегда олицетворяла природу, смену сезонов, изменения и метаморфозы: как символ, она встречается в самых разных произведениях, в том числе на резных наличниках в старинных домах Казани и других поволжских городов.
Сшит калфак по-калфаковски: головные уборы поволжских татар
Центральное место в следующем зале занимают головные уборы — калфак и тюбетейка. Калфак, женский головной убор, предстает во всем своем многообразии. Городской калфак — это воплощение роскоши и изысканности. Бархат, шелковый трикотаж, вельвет, щедро украшенные золотыми нитями, канителью и бисером, рассказывают о достатке и высоком социальном статусе обладательницы.
Со временем калфак претерпевает изменения. Он уменьшается в размерах, а вышивка становится все более тонкой, с преобладанием золотых нитей и декоративного жемчуга. К концу XIX века, когда городской костюм татарских женщин все больше приближается к европейским образцам, калфак с жемчужной вышивкой остается единственным ярким национальным акцентом, символом сохранения традиций в меняющемся мире.

Ткачество: мастерство и узоры
Отдельная часть выставки посвящена ткацким изделиям и предметам быта татарской деревни. В этом зале представлены традиционные полотенца, обладающие не только практическим значением, но и символическим смыслом за счет преемственности орнаментов (в свое время люди думали, что определенные узоры отводят от дома беды и привечают счастье и изобилие). Такие полотенца — неотъемлемая часть татарских праздников и обрядов. Также в зале можно увидеть предметы, с помощью которых обрабатывались ткани, наносились орнаменты.
Ювелирное искусство и интерьер
В зале «Гүзәллек/Красота» представлены украшения татарских ювелиров. Тут можно найти серьги, накосники (украшения для длинных кос поволжских девушек), воротниковые застежки со множеством драгоценных камней (причем как образцы XIX века, так и современные реплики).
В этом же зале представлен и национальный костюм, и арт-объект современной казанской художницы Ирины Сафиуллиной «Греза» — триптих, в котором сочетаются детализированные орнаменты под старину (например, узор вязаной салфетки) и материалы наших дней (вроде зеркальной стали).

Духовность и красота: свет веры в татарском искусстве
Зал «Иман» посвящен духовным основам татарской культуры. Центральное место занимают шамаили — священные изображения, представляющие собой каллиграфически оформленные аяты Корана, молитвы или имена Аллаха, дополненные орнаментальными мотивами и иллюстрациями. Такие шамаили являются не только предметами религиозного культа, но и произведениями искусства.
Экспозиция демонстрирует как исторические шамаили, выполненные в технике литографии начала XX века, отражающие каноны иконографии того времени, так и работы современных художников. Внимательно рассматривая эти произведения, можно проследить эволюцию стиля, увидеть, как менялись техники исполнения, и осознать непреходящую значимость шамаилей в жизни татарских мусульман.

Книги, образование и формирование самосознания
Зал «Знание» посвящен истории образования и книгоиздательства в Татарстане. Экспозиция раскрывает роль Казанского университета в изучении и сохранении татарского культурного наследия, демонстрирует взаимодействие традиционного духовного обучения с инновационными методами преподавания, появившимися на рубеже веков.
Посетители узнают о вкладе выдающихся татарских и русских учителей, общественных деятелей и духовных лидеров в развитие национального самосознания и расцвет татарской культуры. Представлены редкие издания книг на татарском языке, учебные пособия, фотографии и документы, иллюстрирующие процесс развития образования и формирования класса татарской интеллигенции. Особое внимание уделяется влиянию печатного слова на формирование национальной идентичности и сохранение языка.

«Мастерская» и мультимедийный проект «Четыре линии»: интерактивное взаимодействие
Заключительный зал выставки — это интерактивная «Мастерская». В рамках параллельной программы здесь проводились мастер-классы по традиционным видам рукоделия, детские развивающие программы. Кроме того, «Мастерская» объединена с уникальным мультимедийным проектом «Четыре линии» от студии Gonzo: Research&Art. Это видеоарт-инсталляция, посвященная исследованию образности татарской поэзии и фольклора. Зрители могут взаимодействовать с интерактивными элементами и ближе знакомиться с татарским художественным словом.
Фото предоставлено организаторами