Культурный кодДеталиЗрелища и хлеб

«Золотой век» стриминга подходит к концу? Гиганты потокового вещания начали экономить. Что происходит в российских онлайн-кинотеатрах

Ведущие в мире стриминговые площадки отменяют релизы популярных проектов, проводят массовые сокращения и пытаются выбраться из долговой ямы.

Что касается российского контента, аналитики прогнозируют, что 2023 год станет рекордным по объемам выпуска.

Что происходит

Потоковые сервисы начали экономить. Число проектов с готовым сценарием, заказанных телесетями и стримингами, за последние полгода упало на 24% по сравнению с тем же периодом в 2021 году.

Почему это происходит 

Руководители компаний пытаются «исправить» ситуацию после беспорядочных покупок проектов, сценарий многих из которых они даже не читали.

Но при этом

Аналитики считают, что зритель, возможно, не заметит сокращения объема нового контента, а количество перейдет в качество.

В России

В российских онлайн-кинотеатрах объем контента с начала года снизился на 6,5% из-за ухода западных киностудий. При этом появляется больше оригинальных сериалов, которые привлекают новых пользователей.

Что происходит

«Золотой век» стриминга заканчивается: после нескольких лет взрывного роста потоковых сервисов спрос на новые сериалы значительно сократился, пишет The New York Times.

  • Число проектов с готовым сценарием, заказанных телесетями и потоковыми сервисами для американской аудитории, за последние полгода снизилось на 24% по сравнению с тем же периодом в 2021 году, выяснили аналитики из Ampere Analysis. По сравнению с 2019-м падение составило 40%. При этом спрос на проекты без сценария (например, игровые и ток-шоу, реалити, документальные фильмы) остается стабильным.
  • Больше всех начали экономить Netflix, Warner Bros. Discovery (Discovery+, HBO Max) и Paramount. По данным Ampere Analysis, с начала этого года количество заказов от этих сервисов снизилось на 22–27%. 
  • Netflix не только снизил расходы, но и сократил несколько сотен сотрудников, а также ввел дешевый тариф с рекламой, нарушив свое же обещание никогда этого не делать.
  • Новоиспеченный холдинг Warner Bros. Discovery пока не может избавиться от долгов примерно в $50 млрд. 
  • В HBO и HBO Max также прокатилась волна увольнений. Кроме того, пришлось отменить ожидаемые релизы, например в ноябре 2022-го HBO отменила пятый сезон шоу «Мир Дикого Запада» (рейтинг на Rotten Tomatoes — 80%), а в августе 2022 года — выпуск «Бэтгерл». Таким образом, компания обесценила свои активы (то есть невышедшие проекты), чтобы платить поменьше налогов, объяснили в The Hollywood Reporter.
  • При этом Apple и Amazon, наоборот, купили еще больше проектов с готовыми сценариями. Продолжала делать заказы и Disney, но во втором полугодии наметился спад. В Ampere Analysis объяснили, что у этих компаний «очень глубокие карманы» и большую часть доходов им приносят собственные ИТ-продукты, а в случае Disney — прибыльные тематические парки развлечений. 

Почему это происходит 

Несколько лет руководители телекомпаний вкладывали миллиарды долларов в развитие своих потоковых сервисов и привлечение подписчиков. Этот период стал «золотым» для писателей, продюсеров, актеров и режиссеров, которые заключали сделки на восьми- и даже девятизначные суммы. 

  • Все началось весной 2022 года, когда «король стриминга» Netflix впервые объявил о сокращении числа подписчиков. В первой половине 2022-го сервис лишился 1,2 млн клиентов, а акции компании упали более чем на 60%. Это отпугнуло инвесторов. На фоне их опасений подешевели акции и других развлекательных компаний.
  • Кроме того, многие медиакомпании так стремились «прокачать» свои сервисы, что заключали сделки на производство новых сериалов, даже не ознакомившись со сценарием. Экс-председатель NBC Entertainment и WarnerMedia заявил, что сокращение расходов и падение стоимости акций — это отчасти «исправление ситуации» после «безумных» покупок, когда сериалы буквально заказывались по телефону.
  • Некоторые компании заставляет экономить снижение популярности кабельного телевидения. Например, из-за этого медиакомпании AMC Networks, которая выпустила «Во все тяжкие» и «Ходячих мертвецов», не хватает средств на развитие своих стриминговых сервисов. Не помог компании даже новый суперхит «Интервью с вампиром», отмечают СМИ. Глава AMC Networks в ноябре заявил, что планирует сократить штат на 20%. Аналитики уже иронично сравнивают AMC Networks с ходячими мертвецами, обыгрывая название их хита.
  • Негативно сказалась на индустрии и непростая ситуация в мировой экономике.

Но при этом

  • Несмотря на общий спад, в текущем году аналитики прогнозируют рекордное количество релизов сериалов по готовым сценариям. 
  • При этом в NYT уверены, что зритель еще не скоро ощутит уменьшение контента, если вообще заметит, учитывая нынешний огромный выбор.
  • По мнению аналитиков, рынок, возможно, уже не достигнет прежних высот, но в конечном итоге стабилизируется, а количество контента перейдет в качество.
  • Ситуацию на рынке стриминга могут изменить профсоюзы. Сейчас сценаристы недовольны не только тем, что медиакомпании сокращают число проектов, но и ситуацией с ТВ. В частности, они стали получать меньше бонусов за повтор эпизодов в эфире в связи с падением популярности кабельного ТВ. Некоторые журналисты предполагают, что в 2023 году писатели даже могут устроить забастовку — весной гильдии писателей, режиссеров и киноактеров Америки будут обсуждать новые соглашения с Альянсом продюсеров кино и телевидения, агентом для крупных голливудских студий, сетей и стримингов.

В России

В российских онлайн-кинотеатрах объем контента с начала года снизился, но не критично — на 6,5%, с 31,8 тыс. позиций до 29 тыс. Такие данные представило агентство TelecomDaily.

  • Коллекции американских фильмов и сериалов значительно поредели после ухода из России западных киностудий. Но репертуар частично удалось восполнить лентами из Южной Кореи, Турции, Китая и Индии, уточнили аналитики. 
  • Однако эксперты отмечают, что их сюжеты далеки от российского менталитета и вкусов — в связи с этим они пока не так популярны.
  • Российские стриминги начали выпускать больше собственных сериалов. В онлайн-кинотеатре Kion уточнили, что 50% новых подписчиков приходит именно на оригинальный контент. В Wink также отметили, что российские киноленты стали пользоваться большей популярностью.
  • Сервис Premier стабильно выпускает два-три новых сериала ежемесячно. Среди них продолжение хитов «Эпидемия-2» и «Игра на выживание – 2», а также новинки вроде «Капельника».
  • Аналогичная тенденция и на ТВ. В частности, у СТС на данный момент в разработке 45 сериалов, тогда как в 2021 году вышло всего 11.
  • При этом на некоторых платформах все равно есть возможность посмотреть новинки «из-за океана». В каталоге «Кинопоиска» скоро появятся следующие сезоны «Харли Квинн», «Пенниуорта», «Старгерл» и «Кунг-фу» от Warner Brothers.
  • Аналитики прогнозируют, что 2023 год станет рекордным по объемам выпуска российского контента.
Копировать ссылкуСкопировано