Кто такие перенниалы
В Сети распространяется теория об особом поколении — перенниалах. Так называют людей, которые отказываются жить в рамках традиционных возрастных стереотипов. Впервые этот термин ввела предприниматель Джина Пелл: по ее словам, перенниалов объединяет «всеобъемлющий и непоколебимый взгляд на мир, а не спорные демографические признаки».
Трудно добиться толерантности в обществе, когда между десятилетиями проведены четкие границы, а термины вроде «беби-бумеры», «поколение X» и «поколение Y» делят нас и мешают единству. Настало время выбрать для себя категорию на основе общих ценностей и интересов и снять с себя оковы классификации людей по возрасту.
Джина Пелл
автор термина «перенниалы»
Тема «поколения без возраста» заинтересовала многих исследователей, изучает ее и испано-американский социолог Мауро Гильен. Он вывел примеры ситуаций, которые иллюстрируют мышление и поведение перенниалов. Так, согласно наблюдениям Гильена, в XXI веке специалисты среднего возраста не боятся менять профессию, люди разного возраста все чаще учатся вместе онлайн, а пенсия сегодня не означает «конец активной жизнедеятельности» — наоборот, пенсионеры все чаще возвращаются на работу.
Будущее принадлежит людям старше 60 лет. Это может показаться парадоксальным, но никогда еще будущее не принадлежало в такой степени людям старших возрастных групп. 60-летний житель развитых стран мира сегодня может рассчитывать еще на 24 года жизни в среднем. Более того, они находятся в хорошем физическом и психическом состоянии в среднем до 78 лет. Для женщин эти показатели выше на 2–5 лет, в зависимости от страны. Очевидно, что 20-летним жить еще больше. Но число представителей этой возрастной группы неуклонно сокращается. Все смещается в сторону старших возрастных групп: рабочая сила, потребление, социальное и политическое влияние.
Мауро Гильен
социолог, экономист, профессор Школы бизнеса Уортона
Среди знаменитостей представителями перенниалов считают, например, певицу и актрису Шер (78 лет), главреда американского журнала Vogue Анну Винтур (74 года) и, конечно, рэпера Эминема (51 год).
В чем суть теории поколений
Одну из популярных теорий поколений в конце 1980-х годов разработали экономист Нил Хоув и писатель Уильям Штраусс. Они выделили такие поколения, как беби-бумеры, поколение X (иксы), поколение Y (миллениалы), поколение Z (зумеры) и «альфа», а также попытались объяснить, что их объединяет и чем они отличаются друг от друга. Авторы теории утверждают, что каждое поколение людей отличается уникальными характеристиками, ценностями и поведенческими особенностями. Все это определяет исторический контекст (войны, социокультурные изменения), экономические условия (кризисы, рецессия или подъем) и технологический прогресс.
В академических кругах теорию поколений считают «поп-социологией»: ее авторы — публицисты, а не демографы или социологи. К тому же критики Хоува и Штраусса отмечают, что их концепция применима только к жителям США: в других странах могут быть свои поколенческие рамки и свой набор характерных черт.
Но главное — в самой теории содержится обобщение, приклеивание ярлыков. Под описание поколения может подойти один из десяти человек, но теория будто стрижет всех под одну гребенку. По ней мы упускаем, где и как люди росли, какие ценностные установки они получили в своих семьях, с каким образованием стали работать.
Алсу Полякова
HR-специалист, предприниматель и ментор первых лиц
Несмотря на критику, работа Хоува и Штраусса пользуется популярностью: в Сети постоянно постят мемы про зумеров и миллениалов, а работодатели и HR-специалисты часто ориентируются на особенности поколений при найме сотрудников.
Поколение беби-бумеров
Бумерами называют людей, которые родились между 1944-м и 1963 годом — то есть в период послевоенного беби-бума. Согласно теории поколений, они трудолюбивы, постоянно стремятся к материальному успеху (хоть уже и накопили имущества больше, чем представители других поколений), склонны к консервативным взглядам на семью и карьеру. По данным исследования Pew Research Center, 55% опрошенных бумеров опасаются, что в течение следующего года их доходы будут ниже прожиточного минимума. В то же время представители послевоенного поколения чаще других владеют акциями или облигациями и имеют пенсионные сбережения.
Молодые люди часто подшучивают над этим поколением и используют слово «бумер» в отношении тех, кто не разбирается в современных трендах и технологиях. Так появился мем «окей, бумер» — эту фразу используют, когда хотят с сарказмом ответить на нравоучения, критику и странные шутки старшего поколения.
Поколение X: кто такие иксы
Люди, родившиеся между 1964-м и 1984 годами. Это самое «маленькое» поколение — переходное между бумерами и миллениалами. Представители X воспитывались в период экономической нестабильности, роста уровня безработицы и числа разводов, поэтому рано повзрослели. Они ценят независимость, свободу выбора, личное общение и профессионализм (равно как и образование). «Иксов» называют «потерянным» поколением и прагматиками: они идут к своей цели, не обращая внимания на эмоции и мнения других людей.
Поколение Y: кто такие миллениалы
Люди, родившиеся между 1985-м и 2002 годами. Это поколение росло на фоне технологической революции и глобализации, поэтому миллениалы стали первыми «цифровыми аборигенами» — их жизнь и профессиональная деятельность связана с интернетом, мобильными телефонами и социальными сетями. «Игреки» ценят разнообразие, инклюзивность и социальную справедливость, активно участвуют в социальных и экологических движениях.
В детстве миллениалы часто воспитывались без строгих правил и дисциплины (их родители большую часть времени проводили на работе), поэтому взрослеют позже предыдущих поколений: к 40 годам у них нередко нет того, что имели их родители — семьи, собственного жилья, дачи, высокой должности. Но зумеры считают миллениалов несовременными и инфантильными: молодежь в соцсетях смеется над «игреками», которые все еще проходят тесты на сайте для фанатов «Гарри Поттера», используют странные гифки и слова «песели» и «собакены», неиронично используют эмоджи ? и ?.
Поколение Z: кто такие зумеры
Люди, родившиеся между 2003-м и 2024 годами. Зумеры не застали времен без смартфонов и планшетов, виртуальная и дополненная реальности для них — привычные технологии. Молодые люди интересуются искусством и устойчивым развитием, им важна собственная безопасность и ощущение дома, они чувствительны и рассматривают собственный комфорт и здоровье как один из главных приоритетов.
Согласно подсчетам Всемирного экономического форума (ВЭФ), к 2025 году представители поколения Z составят 27% всей рабочей силы в мире и окончательно вытеснят с рынка беби-бумеров. Поэтому СМИ, психологи и HR-специалисты уже сегодня публикуют «гайды» о том, как привлечь зумеров на работу. Сотрудников поколения Z характеризуют как тех, кто «всегда хочет работать из дома, легко меняет место работы, не хочет усердно трудиться». Работодатели отмечают, что большинство зумеров не готовы сталкиваться со стрессом, но при этом рассчитывают на более высокую оплату труда на старте карьеры.
Тем не менее у представителей поколения Z достаточно положительных качеств:
- умение быстро работать с информацией и разбираться в цифровых технологиях;
- способность постоянно генерировать новые идеи и предлагать креативные решения;
- адаптивность и готовность к любым изменениям;
- многозадачность.
О чем спорят зумеры и миллениалы
Споры между зумерами и миллениалами не прекращаются как в соцсетях, так и в реальной жизни: они пытаются решить, кто более ответственно подходит к работе, стойко проходит через трудности и больше приспособлен к жизни.
Эксперты отмечают, что разные взгляды на одни и те же вещи приводят к конфликтам в коллективе.
Миллениалы чаще ориентированы на карьерный рост и стабильность, тогда как зумеры могут предпочитать гибкость и баланс между работой и личной жизнью. Зумеры зачастую негативно относятся к традиционным иерархиям и консервативным правилам на работе, они ожидают более открытого стиля руководства. Разные взгляды на важность работы и социальных вопросов могут приводить к конфликтам в команде.
Ольга Бухвалова
карьерный эксперт центра «Профессии будущего»
Поколение «Альфа»
Люди, родившиеся в 2010 году и позже. Характеристики этого поколения до конца не изучены: и социологи, и психологи до сих пор гадают, каким будет будущее «альф». Их идентичность строится вокруг гаджетов и соцсетей: они ведут личные блоги, доверяют инфлюенсерам, следуют трендам, беспрестанно обмениваются мемами и новостями в Сети. Поэтому рискуют стать более замкнутыми и изолированными от внешнего мира, чем все предыдущие поколения. «Альфы» быстро обучаются, они толерантны, с раннего возраста заботятся о проблемах экологии и своем психологическом здоровье.
К какому поколению вы относитесь: тесты
«Московские новости» собрали тесты — серьезные и не очень, — которые, возможно, подскажут, к какому поколению вы относитесь. А возможно — окажутся на 100% неверными. Но однозначно поднимут настроение и помогут узнать много нового — как про старшее поколение, так и про тех самых зумеров.
- What's Your True Generation?. Тест создан для того, чтобы определить «истинное поколение», основываясь на ценностях и установках человека, вне зависимости от возраста и года рождения.
- «Какое поколение на самом деле ваше — бумеры, «иксы», миллениалы или зумеры?». Журнал «Нож» предлагает разобраться, кто вы — трудолюбивый беби-бумер, пробивной Х, мультизадачный Y или цифровой кочевник Z.
- «Кто я — бумер, зумер или миллениал?». Медиа про образование «Мел» обещает, что на тест из десяти вопросов уйдет не более трех минут. Но за это время вы сможете найти ответ на главный вопрос современности.
- Бонус: тест от «Т–Ж» «Понимаете ли вы язык зумеров?». Пройдете и узнаете, способны ли вы поддержать диалог с зумером. А если нужно восполнить пробелы, можно пробежаться по словарю «Московских новостей» с молодежным сленгом.
Фото обложки: Freepik