Сью Таунсенд. Публичные признания женщины средних лет.
М.: Фантом Пресс, 2013
«Много лет назад один американский продюсер приглашал меня на полтора месяца в Голливуд. Ему хотелось, чтобы я «впрыснула юмор» в готовый киносценарий. От предложения я отказалась, поэтому сценария не увидела, но до сих пор частенько представляю себе, как, расположившись у бассейна, шприцем впрыскиваю в строки диалога содержимое флакона с этикеткой «Юмор». Таунсенд — никак не юмористка, у нее талант другого свойства — рассматривать повседневность через специально выграненное оптическое приспособление, которое делает выпуклыми абсурдные моменты жизни. Ирония — штука куда более сложная, чем юмор. Для того чтобы приспособить под свои нужды пресловутую «призму иронии», необходимо иметь вкус к бесконечным примеркам на себя «чужой шкурки». «Мне чудится, что я работаю на фабрике печенья, от звонка до звонка фасую сливочный «Бурбон» и живу полнокровной жизнью. Интересно, мучаются ли фасовщицы печенья бессонницей от тревоги?». Неважно, что описывает Таунсенд — неудачный поход в парикмахерскую или счастливое обретение стиральной машины, — ее взгляд стремительно покидает тело и поднимается на примерную высоту спутников Google, чтобы спустя мгновение вернуться обратно. А что собственно есть мемуарная проза, как не бесконечное рассматривание себя со стороны в надежде обнаружить там кого-то другого. Хотя, как утверждает автор бессмертных «Дневников Адриана Моула», ее «признания» — вовсе не мемуары, а колонки, которые она ежемесячно писала для журнала сети магазинов «Сейнсбериз». Но так устроена писательская голова Таунсенд, что пусть она и дала себе слово «не говорить от первого лица и не проходиться по поводу членов своей семьи», никак иначе она писать просто не умеет.
Александра Коротаева. Наша счастливая треклятая жизнь.
М.: Corpus, АСТ, 2013
Эта книга начинается там, где согласно нарративной логике, мемуарная проза должна заканчиваться — на кладбище. Автор считает шаги, отделяющие настоящее от прошлого, по ходу прогулки тасуя в памяти картинки минувшего. Послевоенное феодосийское детство: игра «в море волнуется раз», самоубийство отца, детсадовское унижение, розовое пальто, походы в музыкальную школу. Жесткий климатический шок: переезд в столицу Сибири, куда людей обычно ссылали, ее же семья переехала добровольно — в поисках лучшей жизни. Последовательность не имеет значения. Воспоминания спонтанны: образы настоящего, причудливо перемалываясь в голове, провоцируют работу памяти. В книге курсивом выделены места, которые условно можно отнести к сегодняшнему дню. Возможно, точнее было бы называть эту книгу «записки неудачницы». Потому что мотив, повлекший за собой этот текст, конкретен и важен: жизнь — не крутой маршрут и вообще не восхождение, на память имеют право не только те, кто своей биографией заслужил право на внимание. Есть в этой книге трогающая попытка запустить в читателе движок его собственных детских воспоминаний. Но, похоже, автор сам испугался подобной смелости, не поверил в ценность заметок об обыденном (пальто, горшок, продленка, выпавший зуб), пересластив текст описанием «настоящих» детских травм.
Александр Ваксер. Жизнь, люди, эпоха.
СПб.: Нестор-история, 2013
Автор — доктор исторических наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН — рассказывает о детстве и молодости, на которые наложились две войны, Гражданская и Мировая, а в промежутке — переустройство жизни, учеба, репрессии. Профессиональный историк, он знает ценность неочевидного, не взятого в оборот коллегами факта. Поэтому, пусть и прошел путь от Москвы до Берлина и отучился экстерном в Бакинском университете, прекрасно понимает, что исторические маршруты не соразмерны человеческому вниманию. Сознательно отказавшись от широкоформатной оптики и общих планов, сконцентрировался на том, что лежало под рукой: во что играли дети в 20-е годы, каков был школьный быт — парты, форма, обеденное меню, как выбирали командиров октябрятских звездочек и какими песнями открывали омский Дворец пионеров.
Бестселлеры магазина «Фаланстер» — начало августа
- Жак Ле Гофф. История и память. М.: РОССПЭН, 2013
- Игорь Бахтерев. Обэриутские сочинения: В двух томах. М.: Гилея, 2013
- Збигнев Херберт. Натюрморт с удилами. СПб.: Изд. Ивана Лимбаха, 2013
- Николай Богомолов, Джон Э. Малмстад. Михаил Кузмин. М.: Молодая гвардия, 2013
- Алан Паркер. Сид Вишес: Слишком быстр, чтобы жить... М.: Альпина нон-фикшн, 2013
- Вячеслав Курицын. Набоков без Лолиты. М.: Новое издательство, 2013
- Михаил Эпштейн. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. М.: АСТ, Пресс книга, 2013
- Фрэнсис Стонор Сондерс. ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны. М.: Кучково поле, 2013
- Дэвид М. Котц, Фред Вир. Путь России от Горбачева к Путину: гибель советской системы и новая Россия. Едиториал УРСС, 2013
- Анатолий Уткин. Первая мировая война. М.: Культурная революция, 2013