Григорий Ревзин. Великолепная двадцатка. Архитектура Москвы и зачем она была.
М.: Strelka Press, 2013
Несколько дней назад на «Стрелке» Григорий Ревзин, обозреватель «Коммерсанта» и наш самый яркий архитектурный мыслитель, представил свою новую книгу «Русская архитектура рубежа ХХ–ХХI вв.» («Новое издательство»). Большая во всех смыслах работа, которую предстоит прочитать. Но месяцем раньше в издательстве Strelka Press вышла куда более компактная книжка, кратко подводящая итоги двух постсоветских десятилетий. Чем были эти двадцать лет русской архитектуры? Ради чего и почему они случились? Удалось ли приспособиться русской архитектуре к европейскому проекту или это время связано со сплошными утратами, нереализованными проектами и несостоявшимися архитектурными биографиями? Отвечая на эти неудобные вопросы, автор исходит из того, что смысл в архитектуре рождается не из традиции и не из дарования мастера, а из осознания архитектором уникальности места и времени, в котором он живет. Таким образом, чтобы что-то понять про архитектуру как образ мироздания, мы должны сперва ясно представить, а на каком фундаменте, собственно, было выстроено «здание мира». Россия своим образом жизни последние два десятилетия отвечала на два арифметически простых вопроса: способны ли мы вычесть из своей истории коммунистический опыт и прибавить принципы европейской цивилизации? Оба ответа оказались отрицательными, считает автор.
Цитата: «Собственно говоря, архитектура умирает ровно с того момента, как появляется. Тут стоит обратить внимание на две особенности этого процесса. Во-первых, смерть архитектуры нимало не сказывается на процессе строительства, этого просто никто не замечает, за исключением группы архитектурных мыслителей, если они имеются. Во-вторых, по прошествии некоторого времени историки со всей очевидностью доказывают, что строительство в период, когда архитектура умерла, вне всякого сомнения было архитектурой».
Артур Клинов. Минск: Путеводитель по городу Солнца.
М.: Ad Marginem, Гараж, 2013
Девять лет назад «Город Солнца» сложился как выставочный проект. Белорусский художник и сценарист Артур Клинов сфотографировал памятники сталинского ампира и конструктивистские шедевры Минска, снабдив их цитатами из Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. В любом советском городе можно обнаружить черты Утопии — места, которого не может быть, однако оно есть. В Минске задача облегчается тем, что городская территория была старательно очищена от следов истории: солнечный город счастья проще выстроить на пустом месте. Постепенно коллекция фотографий обросла детскими воспоминаниями автора о первых попытках взаимодействия с архитектурой нечеловеческих пропорций и больших форм. Так из локального фотопроекта выросла красивая книга, в которой исторический очерк (а это полноценный путеводитель) тактично сочетается с дневниковыми заметками и антропологическими наблюдениями.
Цитата: «Локомотив всегда был символом страны Счастья. Во многих фильмах моего детства он летит, огромный, во весь экран, к светлому будущему, а спереди не нем сияет красная пятиконечная звезда. Раньше в одном из парков за башней даже стоял детский паровоз с маленькими вагонами. Но мы в нем играли редко. Обычно там сидели какие-то хмурые мужики и что-то пили».
Тобиас Рапп. Забыться в звуке. Берлин, техно и easyJet.
М.: Белое яблоко, 2013
Сейчас многие пытаются разобраться, где, собственно, кроется феноменальность нынешнего Берлина. Какими ветрами сюда пригнало те наэлектризованные воздушные массы, которые вот уже лет пятнадцать висят над этим городом. Тобиас Рапп — музыкальный критик, в прошлом редактор раздела поп-культуры в «Шпигеле» — анализирует звуковую палитру Берлина, пытаясь обнаружить в городской какофонии лейтмотив. И поскольку главные звуки лучше всего слышны при лунном свете, когда затихают назойливые фоновые шумы, то книга получилась путеводителем по ночному городу. Музыкальные клубы сегодняшнего Берлина едва ли не главный городской аттракцион. Именно здесь функционируют самые эзотерические, непроницаемые и самые желанные клубы Европы, куда ежедневно устремляются тысячи паломников.
Цитата: «Некоторые утверждают, что на самом деле берлинское клубное сообщество — люди, которые формируют ядро ночной жизни города, — состоит всего из трехсот-четырехсот человек. Если окинуть взглядом клуб Weekend сегодня ночью, теория вряд ли покажется надуманной. Вот компания, которая явно держится обособленно от остальных. Это жители Берлина. Они толкутся около диджейской — отчасти потому, что пришли сюда потанцевать, отчасти потому, что лично знакомы с диджеями. Они несколько старше и не так разодеты, в то время как девушки не из Берлина — в коротких юбках и туфлях на высоком каблуке, а парни — в дорогих джинсах и рубашках-поло».