Ричард Коэн. В погоне за солнцем. Сказание о звезде, дающей нам жизнь
АСТ, 2013
Не книга, а образец исследовательского беспокойства, которое заставляет человека скакать по миру и искать логику в бессвязных фактах. Подобный симптом обнаружил у себя британский издатель и профессиональный фехтовальщик Ричард Коэн, когда выяснил, что нет на свете книги о солнце, которую он хотел бы прочитать. И тогда он отправился писать эту книгу, попутно, подобно поэту Маяковскому, выясняя свои отношения со светилом. Он потащился с психологами в Арктику, чтобы понять, как полярная темень влияет на сознание человека. Вступил в заочный спор с Шерлоком Холмсом, который ничего не желал знать об устройстве Солнечной системы. Наблюдал, как растут помидоры в засушливых районах Испании. Сплавлялся по Гангу и Нилу. Исследовал солярные знаки на индуистских и зороастрийских храмах. Изучал нюансы иконографии египетского бога солнца Ра. Заучивал наизусть многочисленные гимны солнцу и переслушивал десятки раз «Волшебную флейту» Моцарта. До слепоты наблюдал в телескоп за фазами солнечной активности. Одним словом, человек гонялся за солнцем, и оно его в результате вывело — из мрака неведения уж точно.
Цитата: «Однако я заведомо пришел к пониманию того, что в нашем отношении к Солнцу, особенно в западном мире, что-то сбилось. Раскрыв тайну Солнца — чудо термоядерной реакции, — мы обнаружили новые удивительные явления, но что-то значительное было нами в этом процессе утеряно».
Леонард Млодинов. Евклидово окно. История геометрии от параллельных прямых до гиперпространства. Перевод с англ. Шаши Мартыновой
М.: Livebook, 2013
Физик-провокатор, острослов и публичный интеллектуал Леонард Млодинов в своей книге «Несовершенная случайность» уже опроверг один из главных постулатов западной этики: каждый получает по делам своим. Вооружившись новейшими физическими теориями и призвав на помощь эмпирический опыт, он доказал, что человеческие усилия не вознаграждаются и ни к какому успеху не ведут. В своей новой книге Млодинов ведет читателей по тысячелетней истории математической мысли — от египетских землемеров до теоретиков суперструн. На этот раз он опровергает еще один расхожий стереотип: дескать, воображение и абстрактное мышление органично присущи человеку. Автор на исторических примерах и теориях древних объясняет, что способность мыслить пространственно и додумывать невидимые детали мироздания складывалась веками и не факт, что этот процесс завершен. Вообще это книга по преимуществу о том, насколько по-разному мыслили люди в разные времена: прямые Евклида и Декарта не пересекаются ни в одной точке, каждая пространственная революция (а их, согласно Млодинову, было пять) не только тащила за собой научные и технические достижения, но и провоцировала прорывы в искусстве. Так что впору отказаться от устойчивого сочетания «человеческая логика», потому что таковой постоянной не было и нет.
Цитата: «Однажды — аккурат перед Пасхой 415 года — толпа невежд стащила одну женщину с колесницы и убила. Женщина эта была последним ученым, преданным геометрии, Пифагору и рациональной мысли, она последняя трудилась в Александрийской библиотеке, и с этой смертью цивилизация начала соскальзывать в тысячелетие Темных веков. Однако цивилизация воскресла, а с нею — и геометрия, но уже совсем другая, новая. Ее принес человек весьма цивилизованный — ему нравилось играть в азартные игры, спать до обеда и критиковать греков: их метод геометрического доказательства виделся ему чересчур обременительным. Для облегчения умственного труда Рене Декарт поженил геометрию и числа. Благодаря его идее координат, пространства и формы можно было крутить и вертеть, как никогда прежде, а число получалось визуализировать геометрически».
Дмитрий Жуков. Стой, кто ведет? Психология поведения человека и других животных
М.: Альпина нон-фикшн, 2013
Великолепный биолог-популяризатор и сотрудник лаборатории сравнительной генетики рассказывает захватывающую и поучительную историю о гормонах, феромонах и прочих химических волшебствах, которые влияют на поведение человека. Объясняет, откуда берется ПМС, стресс, тревога, чувство беспомощности и послеродовая депрессия. Издевается над журналистскими клише типа «тестостерон — гормон сексуальности» или «серотонин — гормон счастья». Рассказывает, почему космонавты на орбите не испытывают стресса и сильных эмоций. На тех, кто считает, что тело человека — лишь вместилище духа, книга Жукова может произвести эффект «красной тряпки»: особенности социального поведения ученый тоже склонен списывать на влияние окситоцина, вазопрессина и пролактина. Впрочем, поскольку вообразить себе заветный серотонин довольно трудно, то все описанные в «Стой! Кто ведет?» гормональные взрывы и феромонные атаки вполне можно отнести к разряду чудес.
Цитата: «Например, поле зрения женщины значительно больше мужского. Поэтому, когда мужчина разглядывает женщину, сидящую в профиль к нему, то это не бесцеремонность и не попытка обратить на себя внимание. Мужчина просто не знает, что женщина видит то, что происходит на 90 от ее оси зрения, поскольку у него самого поле зрения узкое. Благодаря особенностям ЦНС мужчину по сравнению с женщиной можно характеризовать как существо грубое, невнимательное, туповатое, объясняющееся преимущественно звуками и жестами и вместе с тем ранимое».