Русская проза
Роман Сенчин.
Чего вы хотите?
М.: Эксмо, 2013
События протестной зимы-2011/12, увиденные глазами дочери прозаика Сенчина. Уроки игры на фаготе, социальные сети, снижение ВВП, митинги, мечты о лете, задержание Удальцова, «и для твоей прозы это наверняка пригодится», говорит мама папе, — все смешивается в детской голове и артистично раскладывается по полочкам.
Переводной роман
Ричард Форд.
Канада.
Перевод с англ. Сергея Ильина
М.: Фантом Пресс, 2014
Роман одного из главных американских писателей, прежде по странному стечению обстоятельств не издававшегося по-русски. Вместо того чтобы отправиться с ранцем в школу, главный герой предпринимает путешествие в Канаду — не реальное политическое образование, где ледорубы поглощают кленовый сироп, а мистическую и невозможную страну, находящуюся на грани сна и яви. Форд — единственный американский писатель, получивший одновременно две премии — Пулитцеровскую и Фолкнера — за один роман («День независимости»).
Тревелог
Йозеф Рот.
Берлин и окрестности.
Перевод с нем. и сост. М. Рудницкого
М.: Ad Marginem Press, 2013
«Берлин и окрестности» — сборник газетных статей австрийского писателя о германской столице периода Веймарской республики. Предвоенный Берлин — подвижный город, тонко реагирующий на экономические сдвиги и политические перемены. Рот, ироничный наблюдатель, легким пером создает галерею городских типов и уличных зарисовок: «Мы поведаем небесам о смехотворных несуразицах и серьезных делах земной жизни».
Книга по истории
Дмитрий Копелев.
Раздел океана в ХVI-XVIII веках. Истоки и эволюция пиратства
СПб.: Крига, 2013
Пиратство в яркой (во всех смыслах — в тексте несколько сот иллюстраций) монографии Дмитрия Копелева — это будничное и опасное ремесло, связанное с эпохой географических открытий, развитием торговли и активизацией внешней политики. Поклонники «Острова сокровищ» и «Пиратов Карибского моря» будут разочарованы: не было разудалой вольницы, описанной в романтической литературе. «Чернобородые» служили, выходили на пенсию и получали «премии» от покровителей. Судьбы же реальных пиратов — героев и прохиндеев, осмелившихся разграничить бескрайние просторы океана, — оказались куда изобретательнее стивенсоновских сказок.
Фотография и кино
Вальтер Беньямин.
Краткая история фотографии.
Перевод с нем. Сергея Ромашко. Послесловие Владимира Левашова
М.: Ad Marginem Press, 2013
Под одной обложкой вышло три классических эссе («Краткая история фотографии», «Париж — столица девятнадцатого столетия», «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»), написанные Беньямином в 30-е годы. По сути, он был первым, кто исследовал новый взгляд на искусство, который родился одновременно с возможностью бесконечно воспроизводить изображение, уточняя и одновременно обесценивая изначальный образ. Беньямин очень точно угадал главное: не только очевидную доступность новых визуальных технологий, но и ту мутацию взгляда обывателя, которую подобный демократизм за собой влечет. «С техникой кино, — иронично написал он, — так же как и с техникой спорта, связано то, что каждый зритель ощущает себя полупрофессионалом в оценке их достижений».
Современное искусство
Сара Торнтон.
Семь дней в искусстве.
Перевод с англ. А. Обрадович
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013
Бесстрашие и добросовестность, два кита американской репортерской журналистики, — главные достоинства этой прямой, по-хорошему циничной и очень злой книги. Автор, маскируясь под «свою» в толпе коллекционеров, завсегдатаев биеннале, арт-дилеров и студентов художественных вузов, пытается скрыть свое отношение к миру, где инвестиции в «статус» оправдываются чаще, чем в талант. Структура книги, состоящей из семи глав, повторяет иерархию индустрии современного искусства, где на первой ступени стоит потребитель (первая глава называется «Аукцион»), художнику отводится небольшой загончик у заднего входа (завершается книга главой «Мастерская художника»), а промежуточные лестничные пролеты оккупировали критики, галеристы, дилеры, премиальные фонды, кураторы.
Сборник эссе
Дени Грозданович.
Искусство почти ничего не делать.
Перевод с фр. Оксаны Чураковой
М.: Текст, 2013
Автор, французский писатель, фланер и популярный блогер, оттолкнувшись от тезиса «отдых не безделье», опровергает один из главных постулатов протестантской этики: путь к добродетели лежит через ежедневный труд. В обаятельных эссе Гроздановича нет прямых рекомендаций, как избавиться от симптома трудоголика и перестать думать о хлебе насущном, «вирус праздности» передается читателю посредством вальяжной интонации. Текст Гроздановича принадлежит скорее к категории «литературы потерянного времени», нежели времени, проведенного с пользой. Автор иронично относится к людям деятельным, связывая активность с недостатком фантазии и внутренней энергии.
Научно-популярная литература
Дмитрий Жуков.
Стой, кто ведет? Психология поведения человека и других животных
М.: Альпина нон-фикшн, 2013
Великолепный биолог-популяризатор и сотрудник лаборатории сравнительной генетики рассказывает захватывающую историю о гормонах, феромонах и прочих химических волшебствах, которые влияют на поведение человека. Объясняет, откуда берется ПМС, стресс, тревога, чувство беспомощности и послеродовая депрессия. Издевается над журналистскими клише типа «тестостерон — гормон сексуальности» или «серотонин — гормон счастья». Рассказывает, почему космонавты на орбите не испытывают стресса и сильных эмоций. На тех, кто считает, что тело человека лишь вместилище духа, книга Жукова может произвести эффект «красной тряпки»: особенности социального поведения ученый тоже склонен списывать на влияние окситоцина, вазопрессина и пролактина. Впрочем, поскольку вообразить себе заветный серотонин довольно трудно, то все описанные в «Стой, кто ведет?» гормональные взрывы и феромонные атаки вполне можно отнести к разряду чудес.
Комикс
Арт Шпигельман.
Маус.
Перевод с англ. Василия Шевченко
М.: Corpus, АСТ, 2013
«Маус» — книг уникальная: автор получил за нее в 1992 году Пулитцеровскую премию, что для комикса невероятно, поскольку он считается жанром не слишком серьезным. Но Шпигельману удалось рассказать историю холокоста на примере судеб своих родных и близких. Главный герой книги, отец художника, рассказывает сыну, как прошел через гетто, Освенцим и «марш смерти» на Дахау. Одновременно здесь присутствует и история родительской любви, и описание быта предвоенной Европы, и самое главное, лагерная реальность представлена не как перечисление абстрактных зверств, а как одна из форм человеческой жизни. Отказ от антропологической точности помогает читателю пережить происходящее: герои словно надевают маски — кто мышей, кто свиней — и от этого события книги кажутся слегка ирреальными.
Урбанистика
Григорий Ревзин.
Великолепная двадцатка. Архитектура Москвы и зачем она была
М.: Strelka Press, 2013
Краткие итоги двух постсоветских десятилетий. Чем были эти двадцать лет русской архитектуры? Ради чего и почему они случились? Удалось ли архитектуре приспособиться к европейскому проекту или это время связано со сплошными утратами, нереализованными проектами и несостоявшимися биографиями? Отвечая на эти неудобные вопросы, автор исходит из того, что смысл в архитектуре рождается не из традиции и не из дарования мастера, а из осознания архитектором уникальности места и времени, в котором он живет. Россия своим образом жизни последние два десятилетия отвечала на два арифметически простых вопроса: способны ли мы вычесть из своей истории коммунистический опыт и прибавить принципы европейской цивилизации? Оба ответа оказались отрицательными.
Документальный роман
Алексей Ракитин.
Перевал Дятлова
М., Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2013
О том, какая сила заставила девятерых опытных лыжников выскочить зимой из палатки навстречу странной смерти, вот уже полвека дискутируют историки, криминалисты, журналисты и фантасты. Из одних только толкований загадочного 33-го кадра с пленки погибшего туриста Кривонищенко (запечатлены светящиеся шары) можно собрать целый том. Скрупулезное исследование «дятловеда» Алексея Ракитина подкупает вовсе не трактовкой самой истории — тут и не стоит ждать окончательной версии, поскольку имеешь дело с тайной в дистиллированном виде, — удивляет та кропотливость и маниакальная увлеченность, с которой автор перебирает вещдоки, дорисовывает психологические портреты героев, реконструирует их личные связи и выстраивает романтические цепочки.
Социология
Дмитрий Громов.
Уличные акции
М.: ИЭА РАН, 2013
Ученый-антрополог Дмитрий Громов, остроумно используя концепцию социальной драматургии Эрвинга Гоффмана, описывает шесть политических спектаклей разной идеологической направленности: проправительственные движения, левые (коммунисты), левые радикалы, либерал-демократы, ультраправые и державные объединения. Согласно этой теории любые способы социального взаимодействия можно представить в виде театра. Городу в этой игре выделяется функция декорации. В добросовестном 500-страничном томе (последняя глава датируется зимой 2012 года) спрятана масса интересных фактов. Есть даже глава о том, как политические акции способствуют удовлетворению сексуальных потребностей молодого городского населения.
Дневники
Сьюзен Сонтаг.
Заново рожденная. Дневники и записные книжки 1947–1963
М.: Ad Marginem Press, 2013
Главная нью-йоркская интеллектуалка, муза многих талантливых людей и автор важного текста «О фотографии» не давала разрешения на публикацию своих дневниковых заметок. Их выход в свет — символический акт сыновьей мести. В первый том Дэвид Рифф включил записи матери с 1947 по 1963 год: начинает прямую речь 14-летний подросток, заканчивает замужняя дама. Текст обескураживающий и разоблачительный. Вместо растиражированного образа бесстрашной Амазонки проявляется довольно неуклюжий женский силуэт: невротичная, патологически серьезная, не умеющая распорядиться телом, не способная (сплошные «не»!) разрешить себе удовольствие жизни. «Я перечитываю свои записи. Какие же они нудные и монотонные! Неужели мне не избежать бесконечного оплакивания самой себя? Все мое естество кажется мне сжатой пружиной, оно исполнено ожидания». Выяснилось, что не избежать и не дождаться, и это, конечно, подлинная трагедия.
Детская литература
Гюс Кейер.
Книга всех вещей.
Перевод с нидерл. Екатерины Торицыной
М.: Самокат, 2014
Печальная и одновременно исполненная волшебства книга, написанная от лица ребенка, осознающего себя несчастливым. Автор использует старинный романтический прием, помогающий отстраниться от заявленной на страницах книги прямой речи: повесть начинается с акта передачи дневника давно выросшего мальчика, который в детстве задался единственной целью — прожить взрослую жизнь счастливо. Эти детские записи, названные «Книгой всех вещей», — своего рода дневник наблюдений за окружающим миром и сказочными природными явлениями. Кроме того, к мальчику в гости захаживает Иисус и обещает больше не залезать на крест и не заставлять людей страдать. Мир Томаса полон чудес, но в соседней комнате безумный отец бьет мать — и фантазии не спасают от жестокостей реального мира.
Книжка с картинками
Рихард Вагнер.
Золото Рейна.
Пересказ Леонида Яхнина. Иллюстрации Павла Татарникова
М.: Рипол Классик, 2013
История знаменитого кольца в интерпретации не менее знаменитого книжного художника Павла Татарникова, который кажется единственным в мире человеком, способным увлечь детей путаной германской мифологией. Рисунки Татарникова не являются иллюстрациями в классическом смысле слова: каждый графический лист представляет собой хитро сконструированный лабиринт образов, сквозь который хочется пройти и достичь цели. Пересказал вагнерианское либретто про золотое проклятье, нависшее над миром, сказочник и драматург Леонид Яхнин — и сделал это очень деликатно.
Взрослым о детях
Аксель Хаке.
Краткое руководство по воспитанию малышей
СПб.: Поляндрия, 2013
Аксель Хаке вел колонку в немецкой газете «Зюддойче цайтунг», рассказывая в ней о своих буднях отца троих детей. Колонка имела невероятный успех. Так появилась идея создать книгу «Краткое руководство по воспитанию малышей», которую, к счастью для всех, согласился проиллюстрировать художник-волшебник Михаэль Сова. «Чтобы растить детей, нужны крепкие нервы. Постарайтесь закалить свои нервы. Возьмите себе за правило ездить в часы пик в метро и на электричке. А еще ворвитесь в толпу фанатов мюнхенской «Баварии», размахивая черно-желтым флагом дортмунской «Боруссии».
Подарок на Рождество
Нил Гейман.
Океан в конце дороги
М.: АСТ, 2013
Свежая сказка Геймана, мировая премьера которого случилась летом 2013-го. Рассказчик, вернувшийся в родительский дом, вынужден вспомнить жуткие события 40-летней давности: тогда ему пришлось искать защиты у вяжущих носки соседок-колдуний от женщины-червя, через дыру в ноге пролезшей в наш мир.