Площадка для бизнеса
Потенциал государственного спроса и бюджетной поддержки, которые до сих пор являлись главными источниками роста, исчерпан. И теперь львиная доля благополучия зависит от создания комфортных условий для ведения бизнеса. Ключевую роль в привлечении инвестиций должны играть регионы. Из них всего около 15, по словам Медведева, «грамотно» работают с инвесторами. Остальные должны к ним подтягиваться, используя инвестиционный стандарт (его поручил разработать АСИ и «Деловой России» еще два года назад Владимир Путин).
Стандарт включает 15 рекомендаций, от выполнения которых будет зависеть оценка и бизнесом, и федеральной властью эффективности работы губернаторов. В их числе, например, обязанность региона готовить площадки для размещения инвесторами производств, наладить подготовку кадров, а заодно и обучить работе с инвесторами чиновников. А губернатор должен создать свою структуру по привлечению инвестиций и «канал прямой связи» с инвесторами. Все это было сделано, например, в Калужской области, которая является одним из лидеров по привлечению инвесторов.
В целом же позиция губернаторов едина: в стандарте должны быть учтены географические и другие стартовые особенности регионов
По предварительным оценкам АСИ, которые представил его глава Андрей Никитин, в регионах, на которых уже опробован стандарт, приток инвестиций увеличился на 5–7% и на 10% — реализация инвестпроектов. В АСИ рассчитывают, что приходу инвесторов поможет и создаваемый сейчас портал — инвестиционная карта регионов, которая упростит анализ их привлекательности.
«Живем, чтобы согреть территорию»
Губернаторы, не входящие в число лидеров по инвестициям, не скрывали своих тревог по поводу исполнения стандарта. Так, губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, сославшись на оценки инвесторов, сообщил, что они за Урал пока даже «не заглядывают, потому что для многих очень важны рынки сбыта». На Северный Кавказ инвесторы плохо идут по другим причинам. «У меня в руках нет никаких рычагов, благодаря которым я мог бы обеспечить безопасность жизнедеятельности предпринимателей», — посетовал глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. У главы Ингушетии Юнус-Бек Евкурова в дополнение к безопасности и другая проблема — из-за исторически сложившегося дефицита генерирующих мощностей энергия в два-три раза дороже, чем в соседних регионах.
15 регионов уже внедрили региональный стандарт привлечения инвестиций
На 5–7% увеличился приток инвестиций в регионы, которые уже внедрили инвестиционный стандарт
У губернатора Тульской области Владимира Груздева проблема с газоснабжением, «Газпром» планирует решить ее не ранее 2018 года. Подобные проблемы и у главы Мурманской области Марины Ковтун: «Мы, конечно, внедряем стандарт, создаем корпорацию развития, но она не поможет решить нам вопрос топливного дисбаланса и зависимости от завоза топлива. Мы, получается, живем для того, чтобы согреть территорию. Больше никаких задач в ближайшее время мы выполнять не сможем».
В целом же позиция губернаторов едина: в стандарте должны быть учтены географические и другие стартовые особенности регионов, а федеральная власть, прежде чем оценивать губернаторов по критерию улучшения инвестклимата, должна выровнять условия — там, где это зависит от нее. Дмитрий Медведев согласился, но отметил: «Без вашей непосредственной поддержки и вашего креативного участия в этом ни одна федеральная власть, ни одно правительство с этим не справится».
Сколько нам надо инвестиций
По оценкам МЭР стране для развития и решения задач модернизации промышленности необходимо в год 70–80 млрд долл. прямых инвестиций. В 2012 году пришло более 50 млрд долл, в этом году за первое полугодие было привлечено 54 млрд долл., по итогам года прогнозируется приход около 70 млрд долл. Однако отток капитала в прошлом году составил 54 млрд долл., в этом году прогнозируется лишь небольшое снижение. «Цифра оттока уменьшается, но все равно это пугающе большие величины», — заявил на одном из «круглых столов» форума замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков.
«Пусть сами и инвестируют»
Губернаторы предъявили премьеру и членам правительства и более жесткие требования: призывая регионы привлекать инвесторов, федеральные власти не должны сами усугублять проблемы. Так, сообщил глава Пермского края Виктор Басаргин, Минфин собирается вычитать из федеральной помощи регионам суммы предоставленных регионами инвесторам адресных льгот по налогам на прибыль и имущество, и это негативно скажется на возможности исполнения стандарта.
Проблему с Минфином, дал понять премьер, правительство может решить. Чего, пожалуй, нельзя сказать о проблеме, которую поднял губернатор Кировской области Никита Белых. «Значительная часть инвестклимата в регионах — это проблема компетенций и полномочий федеральных структур. Вот у меня руководитель районного следственного комитета принимает решение провести обыск на заводе ИКЕА, а потом суд его признает незаконным. Парень ошибся, а у меня под угрозой оказалось 150 млн евро инвестиций», — возмущался глава региона. И выступил с нестандартным предложением: «У правоохранительных органов в качестве показателя оценки их деятельности привлечение инвестиций в регион не стоит. Если районный руководитель СК принимает незаконные решения, пусть следственный комитет, грубо говоря, сам осуществляет инвестиции, в размере тех, которые не были сделаны, и создает те самые рабочие места». Это было единственное выступление, вызвавшее аплодисменты в зале.
«Законодательство мы можем менять, но практику правоохранительных органов не можем», — грустно констатировал замминистра Минэкономразвития Сергей Беляков. Дмитрий Медведев, который на открытии форма сам упомянул «о специфических формах отношения к бизнесу» со стороны этих органов, согласился: чтобы не разрушать «многотрудную работу по привлечению инвестиций», правоохранители «должны просчитывать инвестиционные и экономические последствия» своих решений для регионов, а также повышать квалификацию сотрудников. Но в любом случае, объяснил он, есть принцип разделения властей.
Александр Бречалов, президент «Опоры России»
«Я в словах премьера услышал настроение, ориентированное на бизнес. Самое главное — тот процесс обсуждения, какой состоялся на тему налоговых каникул (для малого бизнеса. — «МН»), был беспрецедентным. Некоторое время назад — мы же не первый раз эту попытку делаем — не было даже темы для дискуссии, а сейчас мы расписываем реальную модель: как это будет администрироваться, что нужно предпринимателям, чтобы попасть в эту категорию. Теперь я могу сказать абсолютно точно, что теперь достижения здесь будут зависеть от нас, от бизнес-сообщества.
Программа «Территория бизнеса — территория жизни» полностью готова, она представлена экспертам, министерствам. Мы хотим для производственного бизнеса преференции, помимо налоговых, иначе мы производство никогда не разовьем и не поднимем. Право давать преференции индивидуальным предпринимателям будет у самих регионов. Речь идет не о тех, кто сейчас работает, а о новых, которые зарегистрируются, — я неделю потратил, чтобы объяснить: выпадающих доходов нет. Здесь важна не экономика, у меня нет иллюзий, что сейчас все 20 млн предпринимателей, которые у нас вне правового поля, прямо тут же ломанутся, конечно, нет. В первую очередь это месседж, и надо к этому серьезно относиться.
Пока же, если мы проведем «инвентаризацию» сигналов от власти до 2012 года — все в минус. Там страховые взносы, там рост тарифов, рост цен на горючее. Поэтому у нас и в 2010 году, и в 2011 году минус по количеству зарегистрированных субъектов малого предпринимательства».