Несмотря на жесткость (в России у фильма рейтинг 16+), а также исполнителя главной роли Николаса Кейджа, сохраняющего статус голливудской звезды первой величины, фильм выглядит проходным, вымученным. Перспективы самого Кейджа начинают казаться безрадостными.
О чем это.
О группе единомышленников, которые взламывали новоорлеанские банки — и довзламывались. Их предводитель сел на восемь лет (тот самый персонаж Кейджа, имеющий славу лучшего грабителя банков в Америке — господи, сколько же в США таких грабителей!..
Подобный герой есть в каждом фильме про банки. Это означает одно: Голливуд, который четко учитывает запросы аудитории, знает, что почти каждый гражданин Америки мечтал бы стать потрошителем банковских сейфов). Его ближайший друг при ограблении получил серьезное ранение и хотя, как и двое других подельщиков, ушел от полиции, затем потерял ногу, деградировал и был садистски убит. Главное начинается, когда персонаж Кейджа выходит из тюрьмы. Тут-то выясняется, что покойный друг вовсе не покойник, сымитировал для полиции собственную смерть, стал психопатом и требует с главного героя 10 млн долл., которые они восемь лет назад похитили.
А все эти деньги, будучи окружен спецназом и стремясь нарваться на меньший приговор, персонаж Кейджа сжег.
Но экс-друг этому не верит и берет в заложники дочь Кейджа (в дальнейшем не станем отличать персонажа от актера). Поскольку он таксист, работающий в фирме «Медальон», то прячет дочь Кейджа в багажнике своей машины, заботливо обработанном звукоизоляцией.
Кейдж и Ван Дамм
Массовый зритель до сих пор не знает, что Ван Дамм (при всей известности у нас) никогда не считался в Голливуде звездой первого ряда. Он остался кассовым актером для дешевых — по голливудским меркам — боевиков, которые востребованы в отдельных странах Европы, а также в Азии. Другое дело Шварценеггер, Уиллис, Сталлоне, не говоря уже о Клинте Иствуде или Шоне Коннери. Или том же Кейдже. Что-то теперь с его репутацией будет.
Кейдж идет в полицию. Но и там ему не верят. Там тоже убеждены, что он не сжег, а припрятал украденные миллионы, а теперь придумал фокус с похищением, чтобы запутать полицию и спокойно добыть припрятанное. В итоге сплошные погони (Кейджа — за бывшим другом, полиции — за Кейджем), выстрелы, несколько трупов, и весьма кровавая развязка с приятным для зрителя и сатирическим по голливудским меркам хеппи-эндом.
Что в этом особенного.
Давно не приходилось видеть боевик, претендующий на звание фирменного голливудского, который производил бы впечатление собранного из «Лего». По многим признакам это фильм номер один в прокатной программе этой недели. Все-таки его делали люди с именем — имею в виду не только Кейджа (кстати, некоторые киноманы его давно на дух не переносят), но и режиссера Саймона Уэста, который в конце 90-х, после «Авиалинии каторжников» с тем же Кейджем (в других переводах — «Воздушная тюрьма»), считался надеждой Голливуда.
Получился, однако, типичный боевик категории «Б» — из тех, которые небольшие американские студии делают для проката в странах третьего мира. В таких фильмах, если машина на что-то натыкается, то непременно переворачивается в воздухе несколько раз и шмякается на крышу. После чего из нее вылезает почти невредимый герой и продолжает, лишь слегка прихрамывая, уходить от погони.
После фильма возникает ощущение, что Голливуд тоже имеет представление о «текучке», об «аврале», что ему тоже иногда необходимо затыкать дыры в прокате, поскольку безусловных хитов на весь сезон не напасешься.
«Медальон» (в оригинале фильм называется Stolen — «Похищенная») — этакая ежедневная пища, которую Голливуд предлагает публике. Кино-Макдоналдс. В титрах фильма значится один-единственный сценарист. Но не сомневаюсь, что для сочинения сценария привлекли целую группу литературных негров, которым сказали: клепайте сценарий из готовых блоков, лишь бы побыстрее. За скорость каждому по две лишние сотни.
У героя на спасение дочери и добывание 10 млн — ровно 12 часов. В фильмах такого рода всегда либо 12 часов, либо 24. Полиция в подобных сюжетах никогда не верит герою — и только в конце начинает ему сочувствовать. И т.д. — все штампы не перечислить.
В фильме лишь два оригинальных хода.
1) Действие происходит во время карнавала в недавно пострадавшем от наводнения Новом Орлеане. Тема «пир во время чумы» в фильме не просматривается, зато карнавал придает сюжету неожиданные повороты: во время погонь все застревают в пробках, а крики «на помощь!» из багажника такси из-за шума толпы тем более не слышны.
2) Оригинален способ похищения золота из очередного банка, который придумывает персонаж Кейджа, чтобы все-таки добыть деньги, требуемые для освобождения дочери. Давно следует составить список наиболее эффектных методов киноворовства из банков и музеев. Классические фильмы («Как украсть миллион»), оказались бы в них в одном ряду с современными («Ограбление на Бейкер-стрит»). Интересно, что соревновались бы между собой и ремейки (в частности «Одиннадцати друзей Оушена» и «Аферы Томаса Крауна»).
Другое дело, что руководство банка, из которого персонаж Кейджа ворует золото, надо бы уволить за разгильдяйство. Оградить золотые слитки от воров толстенными дверями с одной стороны и не подумать о… (не станем говорить о чем) могли только идиоты.
Ударный эпизод.
То самое ограбление банка. А также оригинальный и смешной финальный эпизод, которому отдадим должное.
Наш вариант рекламного слогана.
Зачем нам Джет Ли? Куда нам Ван Дамм? Сегодня Ник Кейдж позирует нам.
Также в прокате: рэгги навсегда, компьютерная Москва 2017-го и зло из телевизора
«Боб Марли» (США—Великобритания, режиссер Кевин Макдональд) — сразу после обстоятельной, длящейся больше трех часов документальной картины Мартина Скорсезе о Джордже Харрисоне на экраны выходит не менее дотошный, длиной почти два с половиной часа, фильм Кевина Макдональда о Бобе Марли. Макдональд, конечно, не Скорсезе, но режиссер тоже нерядовой, создавший, в частности, такую примечательную игровую картину, как «Последний король Шотландии» о печально легендарном угандийском тиране Иди Амине. В «Бобе Марли» — в оригинале просто Marley — он позволяет себе куда меньше вольностей по отношению к своему главному герою. Куда деваться — картина ведь не игровая, а документальная и в ней много традиционных ходов: записи концертов и интервью Марли, разговоров с его близкими, поклонниками, соратниками. Лично я никогда не бывал на Ямайке и не являюсь фанатом Марли и музыкального стиля рэгги, но знаю, сколь много людей во всем мире считают его кумиром. Так что своего благодарного зрителя фильм в России найдет.
«Москва-2017» (Россия—США, режиссеры Джейми Бредшоу и Александр Дулерайн) — вот уж, судя по всему, бесстыднейшее разводилово. Фильм о нашествии чужих в Москву недалекого будущего. Судя по трейлерам, эти чужие напоминают рисованных смешариков. Но, опять же судя по всему, это никак не стеб, а фантастический триллер, в котором даже снялись некоторые звезды мирового кино — от великого бергмановского Макса фон Сюдова (который давно не чурается халтуры) до быстро вышедшей в тираж Лили Собески. Зачем-то затесалась в проект и Ингеборга Дапкунайте. Среди режиссеров фильма значатся никому не ведомый американский дебютант и бывший независимый советский параллельщик, давно работающий крупным чиновником на телеканале THT. Лучшей характеристикой этого проекта, который в англоязычной версии именуется, кстати, не «Москвой-2017», а «Бешеной коровой» (The Mad Cow), является то, что его постеснялись до премьеры показать кинопрессе. Вероятно, испугались разгромных рецензий. Зато кинотеатры взяли фильм все как один, и боюсь, что уже в ближайшие дни и без того невысокое мнение отечественного зрителя о родном кино ухудшится как минимум в десять раз.
«З/Л/О» (США, десять разных режиссеров) — экраны между тем уже вторую неделю заполоняют ужастики. В этом ничего удивительного. Каждый год в какой-то момент начинается сезон ужастиков. Снятых за сущие копейки. Как обычно, эти ужастики в основном американские. Новый стандарт в том, что в титрах каждого указано, будто все основано на реальных событиях. И каждый — по давнему примеру «Ведьмы из Блэр» — притворяется home video, любительской записью, словно бы нечаянно запечатлевшей на пленку появление невидимого человеком Зла. Из всех фильмов мы выделяем именно «З/Л/О», поскольку: 1) премьера фильма состоялась на главном фестивале американского независимого кино «Санденс» в городе Парк-Сити; 2) это оригинально скроенный альманах, в котором грабители в поисках нужной им кассеты вынуждены пересмотреть ряд фильмов, всяк кошмарнее другого; 3) зло в традициях современной западной культурологии (не путать с формально близкой ей по выводам идеологией религиозных фанатиков) исходит от самого экрана. Это у нас ведь фильм назвали «З/Л/О». А в оригинале он V/H/S. Напомнить, что это такое? Многие ведь уже и не знают: формат видеозаписи Video Home System, использующий стандартную видеокассету.