20536
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22826
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12103
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3815
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8158
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6728
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12100
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9529
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7536
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7954
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5314
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3077
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3822
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4369
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2870
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2929
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3136
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2976
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3182
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5598
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4073
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
09:00 21/03/2013 Юрий Гладильщиков 0 193

Александр Ажа: «Фильмы ужасов должны быть жуткими»

Почему мировые кинофестивали увлеклись «Маньяком» — отталкивающим, но артистическим

Наше кино

«Маньяк» — фильм не слишком приятный. Главный персонаж, убивая в ночном Лос-Анджелесе красивых девушек, снимает с них скальпы (извините за натуралистическую подробность), чтобы водрузить их окровавленные волосы на головы прекрасных манекенш — он реставрирует женские манекены из отдельных частей-заготовок (за что его однажды в фильме называют Франкенштейном), содержит магазин по их продаже и обитает в их мертвом обществе, компенсируя некие детские травмы.

Есть, однако, ряд обстоятельств, заставляющих отнестись к «Маньяку» с особым вниманием. 1. Это ремейк одного из тех фильмов ужасов, которые считаются классическими – «Маньяка» 1980 года режиссера Уильяма Люстига. 2. Премьера состоялась в прошлом году не где-нибудь, а на кинофестивале № 1 в Канне (специальный ночной показ). 3. Маньяка сыграл не кто-нибудь, а актер с одним из самых положительных имиджей в современном кино Элайджа Вуд, недавний хоббит Фродо Беггинс из «Властелина колец». Правда, он уже как-то изображал психопата в «Городе грехов» - но там психопат был наполовину нарисованным и только поначалу был похож на Вуда. 4. Фильм снят способом, который на Западе именуют аббревиатурой POV — Point of View. Субъективной камерой. Это когда все происходящее мы видим словно бы глазами главного персонажа, а самого его — собственно Элайджу Вуда — только в отражениях: на лезвии ножа, в зеркалах, ночных окнах, стеклах автомобиля.

Невольно вспоминаешь, насколько провинциальным оставалось в отдельных частностях наше — да, во многом замечательное! — советское кино. Про одного из наших великих операторов недавно вспоминали, что он мечтал снять фильм, в котором героя не было бы видно. С высоты человеческого роста — как бы его взглядом. Жаль, говорили вспоминавшие, что задумку осуществить не удалось. А на Западе этот операторский прием давно известен. Просто у нас об этом не ведали — из-за железного занавеса — и пытались изобрести велосипед. Теперь вот субъективную камеру использовали в ужастике. Потому-то Канн, а следом и другие кинофестивали ухватились за «Маньяка»: кажется, еще не было фильма ужасов, в котором история рассказывалась бы целиком с точки зрения убийцы. Кинофестивали восприняли фильм как попытку соединить хоррор и арт-хаус.

Гладильщиков

 

Наконец, к фильму привлекает фигура его идеолога. Это не режиссер «Маньяка» Франк Халфун. Это соавтор сценария и сопродюсер фильма 34-летний француз Александр Ажа, постановщик таких картин как «Кровавая жатва», «У холмов есть глаза», «Зеркала», Пираньи 3D», считающийся одним из основных теоретиков современного жанра ужасов. Мы поговорили с ним перед российским прокатом «Маньяка».

— Как вам удалось завлечь на роль нового Джека Потрошителя Элайджу Вуда с его невинным выражением лица и предельно позитивным имиджем?

— Да, у Элайджи позитивный имидж и он вообще хороший человек. Но, не сочтите меня извращенцем, я убежден, что персонаж фильма, хотя он и психопат, тоже отчасти хороший человек (тут я не могу удержаться от нервного смешка. — Ю. Г.). Где-то внутри его таятся человеческие чувства. Он страшится одиночества. Он совершает отвратительные поступки, но и сам жертва этого мира. В чем-то он близок персонажу Энтони Перкинса из «Психо» Хичкока. Для меня всегда интересно исследовать темные стороны в душах людей, считающихся нормальными. В душе всякого из нас есть темная сторона. Но в той же мере мне интересны человеческие проявления тех, кто выглядит монстром, злодеем. Мы сняли «Маньяка» субъективной камерой, с точки зрения убийцы, а не жертвы (хотя во всех своих прежних картинах я сочувствовал исключительно жертве), чтобы попытаться понять: может ли такой персонаж победить зло внутри себя, преодолеть свое сумасшествие – или он обречен остаться тем, кем стал?

— Вас относят к членам Splat Pack — новой волне режиссеров, сценаристов, продюсеров из разных стран, делающих особенно жесткие и жестокие фильмы. Среди других представителей Splat Pack такие известные любителям ужастиков персоны, как англичанин Нил Маршалл, американцы Эли Рот и Роб Зомби. Splat Pack создал свой проработанный киноманифест наподобие «Догмы-95»? Или к этому киносоюзу вообще не стоит относиться всерьез?

— Начну с того, что этот союз создали не мы, а журналисты. Мы не собираемся и ничего вместе не решаем. Никакой коллективный манифест типа «Догмы» не сочиняли и не подписывали. Я вообще лично не знаком с большинством из тех, кого приписывают к Splat Pack. Но правда в том, что все мы — представители, можно считать, одного кинопоколения. И лет десять назад каждый из нас по отдельности пришел к одному и тому же выводу: с экранов исчезли по-настоящему пугающие фильмы. Пора вернуть на экраны страх. Так что действительно можно говорить о новой волне экстремальных, радикальных хорроров, которая возникла в 2000-е годы. Правда, почти везде эти фильмы получают рейтинг «дети до 17-18 не допускаются». Некоторые сцены приходится вырезать. Но выручают DVD, на которых наши фильмы выходят в полных авторских версиях.

— Я согласен, что фильмы ужасов должны быть страшными. Ведь одно из их призваний — напоминать людям о смерти. Как напоминали классические голландские натюрморты. Это очень важно, особенно в условиях благополучных обществ. Наверное, вы негативно отнеслись к той попытке революции в жанре хоррора, которую предприняли в середине 90-х мэтр Уэс Крейвен, создатель «Кошмара на улице Вязов», и сценарист Кевин Уильямсон? В фильмах серии «Крик» они стали обыгрывать классические ужастики, внесли в жанр иронию, пытаясь с ее помощью преодолеть его штампы.

— «Крики» сами по себе замечательны. Но именно они чуть не убили жанр. Мои первые фильмы «Кровавая жатва» и «У холмов есть глаза» были прямым ответом Крейвену — Крейвену 90-х, а не 70-х. Но все повторяется. И я уверен, что спустя какое-то время кому-то покажется, что жестокие хорроры 2000-х тоже породили свои штампы и он сделает очередной вариант «Криков», наполненный новой иронией.

— Последний, но важный вопрос, учитывая жанр, в котором вы работаете. Политики в разных странах регулярно обвиняют кино в том, что оно провоцирует насилие. Пытаются усилить киноцензуру. По-вашему, есть связь между жестокостью экранной — и реальной?

— Это серьезный вопрос. Я полюбил фильмы ужасов и впервые посмотрел многие из них, когда мне было восемь-десять лет. Но это не помешало мне стать человеком предельно неконфликтным и неагрессивным. Мне не кажется, что кино, литература или какие-то иные виды искусства способны порождать преступников. Их порождает общество. Обвинять во всех бедах социума кинематографистов — путь слишком легкий. Более того, я полагаю, что многие потенциальные садисты выплескивают на экран во время просмотров хорроров или крутых боевиков накопившуюся в них негативную энергию, и не творят потом тех злодейств, какие могли бы совершить. Но при этом я абсолютный сторонник системы цензурных ограничений. Только она должна быть четкой: этот фильм – для людей старше 12-ти, этот — только для тех, кому больше 16-ти. А не как в Америке, где система рейтингов размыта: если подросток придет один — его не пустят. А с кем-то из родителей — пожалуйста. И 10-летний пацан смотрит фильм, в котором насилуют женщину, что, конечно, может травмировать психику. Я готов к тому, что «Маньяк» получит рейтинг «для детей старше 16-ти»…

— …в России у него «старше 18-ти».

— Ну что же поделать.

Гладильщиков

 

Эти странные русские

Также в прокате: «Мёбиус» — европейский шпионский триллер, пытающийся соответствовать новым политическим реалиям

Еще одна новинка дня — шпионская драма «Мёбиус» француза Эрика Рошана (производство студии Люка Бессона) — уже успела удостоиться в одной из газет даже не разгромной рецензии, а фельетона. Но мне смотреть ее было интересно. Когда еще увидишь картину, где на одном пятачке сталкиваются Тим Рот, моднейший после «Артиста» Жан Дюжарден, популярная Сесиль Де Франс, еще одна не последняя франко-бельгийская актриса Эмили Дюкенн, а также наши Алексей Горбунов, Владимир Меньшов, Дмитрий Назаров и Максим Виторган, причем Дюжарден и Рот тоже изображают русских, а персонаж Виторгана (это шутка такая?) носит фамилию Собчак, которая для него теперь и впрямь не чужая.

Когда еще увидишь фильм, в котором герои регулярно переходят с французского на английский, а с него — на русский? Экономическая абракадабра (важную роль в фильме играют банкирские игры) — та действительно утомляет, особенно поначалу. Возникает ощущение, что актеры не вполне понимают суть терминов, которые произносят. Но можно понять стремление авторов создать не просто шпионский триллер, а актуальный.

В нем банки используют лазейки, появившиеся в ходе нынешнего экономического кризиса. В нем ЦРУ и ФСБ (почему не Служба внешней разведки? А потому, что в кино всегда ЦРУ против КГБ) затевают взаимные интриги иного уровня — не те, что во времена Холодной войны. Действуют двойные агенты — и распознаешь их (а тем более их реальные цели) далеко не сходу. В нем новый директор ФСБ собирает компромат на банкира, который и пробил для него высокий пост (в итоге банкир — Тим Рот — просит политического убежища в Великобритании, и становится очевидным, что хотя действие развивается сейчас, создатели фильма отчасти вдохновлялись историей Бориса Березовского). В нем этот банкир тоже не идеален — при этом фильм содержит короткое, но резкое и вполне здравое высказывание о российских верхах.

Гладильщиков

Любопытно даже то, что экономико-политические козни оборачиваются в финале мелодрамой. А фильм выходит на тему, которая стала главной во всех лучших шпионских драмах последних лет («Тайные агенты», «Ложное искушение», «Шпион, выйди вон!»): что агенты — самые разнесчастные из людей, себе не принадлежат, верить никому не могут и любить не имеют права.

В адрес фильма раздался упрек, что русские используют много мата. Но и это меня не смущает. Боюсь (интересно, какого мнения вы?), они его и правда используют. Особенно забавна матерная перепалка между банкиром и его верным охранником — Алексеем Горбуновым. Тим Рот пусть с акцентом, но старательно выговаривает всем нам с детства знакомые слова. Ну а Горбунов – тот уж в этом эпизоде выложился по полной.

Интересно, останется ли этот диалог в прокатном варианте фильма? Мне-то удалось посмотреть оригинал.

 

 

В субботу, 23 марта, в кинотеатре «Ролан» пройдет кинофестиваль «Справочник грез», куратор которого — кинообозреватель «Московских новостей» Юрий Гладильщиков.