20533
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22825
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12103
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3815
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8158
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6728
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12099
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9529
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7536
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7953
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5314
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3077
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3822
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4368
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2870
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2929
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3136
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2976
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3182
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5598
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4073
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
11:16 17/12/2012 Инна Логунова 0 26

«Все самые важные отношения у человека — с Богом»

Создатели фильма «Дочь» о невозможном выборе и работе режиссерского тандема

Артем Житенев

Главная героиня фильма, шестнадцатилетняя Инна, живет в небольшом провинциальном городе с отцом и младшим братом. Здесь давно орудует серийный маньяк, убивающий девочек-подростков. Его жертвами становятся в том числе подруга Инны и дочь местного священника. Убийцей оказывается отец Инны, одержимый идеей «очищения» города от зла и скверны. Создатели картины очень бережно исследуют темы веры и безверия, любви и мщения, преступления и прощения. Без сентиментальности и высокопарных деклараций, без стремления привести зрителя в ужас кровавой драмой. Они просто рассказывают человеческую историю, в которой неизменно пересекаются судьбы и правды самых разных людей. «Дочь» — фильм трепетный, нежный и предельно честный по отношению к жизни.

— Визуально фильм почти лишен признаков времени. У меня сложилось впечатление, что подобный сюжет был бы возможен и двадцать, и пятьдесят лет назад. Для вас эта история актуальная или скорее универсальная? 

Наталья Назарова: История в большей степени вневременная. Пожалуй, священник — единственный герой, который формально приближает ее к нашим дням — в советское время священников было не так много. Меня правда многие люди спрашивали: а что, это несовременная история? Их удивляло, что в городе, где мы снимали, совершенно нет рекламы. А в Касимове ее действительно нет. Мы не убирали никаких вывесок, ничего не декорировали. У нас и денег-то на это не было.

Александр Касаткин: Для нас, искушенных городских, возможно, история выглядит немного ретроспективной. Но все, что мы видим в кадре, — это реальное пространство в 300 км от Москвы. Лошадь, которая возит продукты со склада в детский дом, люди на велосипедах — все это реальная жизнь. Там процентов восемьдесят жителей передвигаются по городу на велосипедах.

киностудия «Валдай»

Наталья Назарова: Да, бабушки, женщины — все на великах. К сожалению, у нас не получилось снять все, что хотели, — как, например, в 8 часов утра на улицах появляется целая армия велосипедистов. 

Александр Касаткин: Конечно, мы изначально имели в виду притчевость истории. В то же время она попала в такое универсальное пространство, которое своей фактурой эту притчевость визуально усилило. 

— Как вы выбирали место для съемок? Было некое представление о том, каким оно должно быть, и вы искали соответствующее пространство — или вы отталкивались от фактуры Касимова?

Наталья Назарова: Сначала была картина в голове, а потом появилось реальное пространство, и они соединились. Но, конечно, место тоже диктует какие-то вещи, и мы, естественно, под него подстраивались.

— В сценарии использованы какие-то документальные факты из биографий серийных убийц? 

Наталья Назарова: Строгой документальности в сценарии нет. Есть детские впечатления от услышанных историй и некоторые факты. Все остальное — домысливание, игра воображения. 

Наш фильм еще о пути к Богу

Александр Касаткин: Просто реальные истории стали багажом предлагаемых обстоятельств. Ведь в кино мы видим верхушку айсберга. Это квинтэссенция множества мелких человеческих историй, рассказов.

— Одна из центральных линий в фильме — отношения героев с Богом. Почему вы решили затронуть эту тему?

Наталья Назарова: Наверное, потому что мне это очень интересно самой. Я в этом живу. И вообще, все самые важные отношения у человека — с Богом. В том числе и конфликты, потому что с Богом человек конфликтует постоянно. Для меня это самое интересное — как Бог ставит человека в ситуацию невозможного выбора и как человек совершает этот выбор. 

Наталья Назарова

Окончила актерский факультет ГИТИСа. Снималась в кино. Автор сценариев фильмов «Дура» (2004), «Слушая тишину» (2006), «Русалка» (2007, с Анной Меликян), «Внук космонавта» (2007), «Компенсация» (2010) «Мой парень — ангел» (2011). В 2012 году фильм «Измена» в постановке Кирилла Серебренникова стал участником конкурсной программы МКФ в Венеции. «Дочь» — режиссерский дебют. Преподает актерское мастерство в РАТИ (ГИТИС)

Александр Касаткин

Окончил режиссерское отделение ВКСР (мастерская Александра Митты). Работал вторым режиссером на картинах «Летний дождь», «Здравствуй, столица!», «Ночной продавец». В 2006 году дебютировал фильмом «Слушая тишину». Режиссер нескольких телесериалов, в частности «Участковая» (2009), «Индус» (2010). В 2010 году принял участие в проекте «Москва, я люблю тебя» (новелла «Mosco, ti amo»).

Александр Касаткин: Наш фильм еще о пути к Богу. В картине несколько систем — священника; больного человека, который считает, что убивая девочек-подростков, он тоже совершает добро, спасает их от «грязи»; следователя, который мстит за убитую сестру и тоже уверен в собственной правоте. Но в конечном итоге все это соотносится с той нерушимой, истинной верой, носителем которой является священник. 

— Несмотря на актерское образование, Владимир Мишуков, сыгравший роль священника, прежде всего известен как успешный фотограф и давно нигде не снимался. Как он попал в вашу картину? 

Наталья Назарова: Это наша с Сашей любимая история. Мы очень долго искали актера на роль священника. Несмотря на то, что Володя мой близкий друг и однокурсник, эта мысль не сразу пришла мне в голову, потому что прототипом священника был совсем другой человек, другого типажа — высокий, черноволосый, очень энергичный. Те актеры, которых нам подбирали кастинг-директора, были по-своему хороши. Но чего-то не хватало. А нам очень хотелось уйти от образа такого всепонимающего батюшки. Нужен был человек с очень яркой индивидуальностью, пожалуй, даже страстный. Совершающий ошибки, обостренно чувствующий жизнь. В какой-то момент я увидела в YouTube Володино интервью, которое у него взяли на выходе из зала суда во время процесса над Ходорковским. Он, как всегда, страстно что-то говорил. Я показала интервью Саше. Он увидел — и загорелся: «Давай вызовем». Я позвонила Володе, и он совершенно неожиданно согласился. Пришел — и сразу покорил Сашу. Володя вообще фантастически обаятельный человек. Масштабная личность. И еще немаловажно, что у него четверо детей, из них один ребенок с синдромом Дауна. Володя его очень любит — и в интервью на телевидении и радио всегда рассказывает, как нужно относиться к этим людям.

киностудия «Валдай»

Александр Касаткин: Да, все то время, что мы отсматривали людей на роль священника, нам не хватало этой глубины, ясности, честности — и понимания того, что такое вера. Собственно, того, о чем его роль. Володя со своей системой мировосприятия стал таким фрагментом пазла, который точно встал в эту ячейку.

Наталья Назарова: Можно я еще добавлю? Мы с Сашей так любим Володю, что можем о нем бесконечно говорить. У него фантастическое лицо. Очень киногеничное. Лиц такой глубины и выразительности у нас в кино не было со времен Солоницына и Кайдановского.

Александр Касаткин: И он настолько честно и глубоко в это погрузился, что в первый съемочный день, когда в облачении стоял около храма, к нему подошла женщина за благословением. 

Мы перед съемками взяли благословение. Мне кажется, нам это во многом помогло, прежде всего сохранить мир и творческую радость

— Наталья, для вас этот фильм стал режиссерским дебютом. Что он вам дал? 

Наталья Назарова: Очень много. Не знаю, доведется ли мне дальше снимать — надеюсь, что да. Во-первых, я своими руками пощупала, как все создается. Я сейчас даже писать по-другому стала, потому что вдруг поняла непреходящую ценность действия на экране и выразительность простых вещей. Конечно, я о них знала раньше — но не чувствовала. Для меня это очень важно.

— Почему вы решили снимать фильм вместе? Как вам вместе работалось? 

Наталья Назарова: Я давно собиралась запускаться как режиссер. У меня хорошие отношения со многими продюсерами. Они мне все говорили: «Напиши что-нибудь дешевое, мы тебя запустим». Я написала — недорогой, с моей точки зрения, сценарий. Принесла. Это было еще до кризиса. Им очень понравилось. Но что-то не сложилось. А потом грянул кризис — продюсеры предложили выкупить у меня сценарий, чтобы отдать другому режиссеру. Но я не согласилась, все-таки решила оставить для себя. Сценарий лежал у меня года два. Время от времени я закидывала удочки, но понятно, что никто меня в такое время запускать не стал бы. А Саша как раз мучился без сценария. Обратился ко мне. И я решилась: думаю, отдам ему снимать, он точно не испортит.

Александр Касаткин: А я что? Я подвинусь на стуле. Предложил снимать вместе.

Наталья Назарова: У нас, между прочим, уникальный тандем — не муж и жена, не любовники, а просто друзья, которые вместе снимают фильм. Когда мы пришли к продюсеру, Светлане Кучмаевой, она первым делом спросила: «А вы не поругаетесь?» И вообще все, кому мы сообщали, что собираемся работать вместе, говорили, что мы обязательно поругаемся. И мы решили: не поругаемся. Зачем? Ну, это просто неконструктивно. И потом, мы во многом похожи — во взглядах на мир, в ценностях…

Александр Касаткин: … психофизике, восприятии. И даже спор для нас — этого своего рода проверка идей друг друга на прочность.

Наталья Назарова: Да, так было с финалом. Мы очень долго спорили о том, каким он должен быть. Каждый день обсуждали, оттачивали аргументы за одну или другую версию…

Александр Касаткин: … в итоге пришли к решению, в котором заложены и моя, и Наташина позиции: финал остается открытым. Мы ставим многоточие, а не точку.

Наталья Назарова: А еще мы перед съемками взяли благословение. Мне кажется, нам это во многом помогло, прежде всего сохранить мир и творческую радость. И с погодой нам везло — оператор сказал, что никогда раньше не участвовал в проектах с такой идеальной погодой.

Александр Касаткин: Да, действительно, когда нужен был туман — был туман, когда должны были снимать сцены ясным днем — светило солнце. Просто удивительно.

Очень важно захватить эмоционально. А чтобы это сделать — если не брать в расчет аттракцион, шоу — нужно быть абсолютно правдивым

— В фильме прекрасная операторская работа Андрея Найденова. Насколько я знаю, на съемках вы почти не использовали искусственный свет?

Александр Касаткин: Да, его было очень мало. На улице мы им, естественно, не пользовались. В интерьерах — редко. Мы снимали в октябре, когда световой день уже короткий, и уже темно, а у нас в плане дневная сцена. Вообще вся картина выдержана максимально естественно: минимум света и грима, никаких декораций. Никакой игры, а проживание предлагаемых обстоятельств.

— Кстати, расскажите о своем методе работы с актерами.

Александр Касаткин: У нас был мощный козырь — три главные роли играли актеры из мастерской Евгения Каменьковича в ГИТИСе, где Наташа — педагог по актерскому мастерству. Нам было важно, что ребята сыгранные, они приучены маститыми педагогами к работе на партнера. Собственно, роль Инны, дочери серийного убийцы, Наташа писала под одну из своих учениц, Машу Смольникову. Что касается работы в кадре, мы с Наташей одинаково видим и понимаем этот процесс. Мы оба не приемлем, когда начинается игра.

Наталья Назарова: Мы добивались того, что мы называем «сливочным маслом». Есть актерский маргарин: вроде все нормально, вкусно, но что-то не то, элемент лицедейства все равно присутствует. А мы добивались именно проживания. Ребята этому обучены — но в то же время они играли в театре, и поэтому, оказавшись на съемочной площадке, первые три дня не понимали, чего мы от них хотим.

Александр Касаткин: Они даже ревели иногда.

Дочь

Наталья Назарова: Маша мне все говорила, что ничего не чувствует. И я ей объясняла, что этот ее «ноль» — как раз те чувства, которые должны быть в кино. А еще наши ребята обучены импровизировать. В мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, где они учились, все педагоги это любят. Мы с Сашей решили провести эксперимент — попросили их импровизировать в некоторых сценах на съемочной площадке. Благодаря этому выловили несколько очень хороших вещей. Хотя из-за этого на озвучке пришлось трудно, конечно.

Александр Касаткин: Эти нюансы, которые возникают туманным утром на пристани в Касимове, невозможно повторить в студии, как вы ни старайтесь. Подсознание не обманешь, какие-то вещи, естественно, потерялись. А кино как раз и создается из таких обертонов, из того, что говорится между слов. Или вообще не произносится. Мы бились за оригинальную, чистовую фонограмму, но, к сожалению, не все удалось сохранить.

— В продолжение темы кино, которое максимально приближено к жизни. Почему, на ваш взгляд, в России сейчас впервые появился зрительский интерес к документальному кинематографу?

Наталья Назарова: Думаю, это связано с тем, что у людей сегодня много информации о мире. Есть YouTube, home video, поэтому уровень понимания правды в людях повышается. И часто их уже не устраивает та «выхолощенная» правда, которая подается в художественном кино. Они требует иного уровня правды. Отсюда интерес к документальному кино. Поэтому и люди, которые снимают художественное кино, пытаются дрейфовать в сторону документального, чтобы зрители не отвернулись, почувствовав ложь, игру.

Александр Касаткин: Ведь очень важно захватить эмоционально. А чтобы это сделать — если не брать в расчет аттракцион, шоу — нужно быть абсолютно правдивым. Как только проскочила фальшь, мы сразу теряем доверие и вовлеченность зрителя.

Наталья Назарова: Сейчас мы наблюдаем процесс смешивания жанров. Ведь документально кино тоже дрейфует в сторону художественного. Взять хотя бы реконструкции — по сути, это художественный прием.

Александр Касаткин: Интерес к документалистике также вызван глобальным кризисом формульной драматургии, мейнстрима — когда зритель наперед знает, что случится с героями. Чтобы удивить в жанре шоу, нужно устроить немыслимые спецэффекты. А интересно заглянуть, скажем, на кухню ресторана, где мы с вами сидим. Например работают ли там гастарбайтеры? Чем они живут? Что за личные, любовные истории у каждого из них? И рассказ этот должен быть очень искренним и откровенным.

Редакция «Московских новостей» благодарит киноклуб «Фитиль» за помощь в проведении интервью и фотосъемки.