Что произошло
Universal Music дебютировала на фондовом рынке. Предварительно компанию оценили в $39,30 млрд, торговаться на бирже в Амстердаме ее акции начали по цене около €25,05.
Контекст
В последние годы стоимость музыкальных лейблов резко возросла и продолжает увеличиваться благодаря популярности стриминговых сервисов.
Тенденции
В 2020 году 443 млн человек платили за подписку на стриминговые сервисы, это на 105 млн больше, чем в 2019-м.
В России
61% российских интернет-пользователей когда-либо пользовались музыкальными стримингами.
Что произошло
21 сентября компания Universal Music вышла на IPO.
- Она оценивалась примерно в €33,5 млрд ($39,30 млрд) в преддверии дебюта на фондовом рынке в Амстердаме.
- Vivendi (материнская компания Universal Music Group) в понедельник установила базовую цену для
листинга на уровне €18,5 за акцию. - Торги в первый день присутствия Universal Music Group на бирже открылись на отметке около €25,05 за акцию, что более чем на треть выше цены листинга.
- Глава Universal Music Лючиан Грейндж считает, что листинг дал возможность превратить Universal в «музыкальную компанию следующего поколения».
Контекст
В последние годы стоимость музыкальных лейблов резко выросла благодаря увеличению популярности стриминговых сервисов. По данным Goldman Sachs, компании «большой тройки» — Universal, Sony Music и Warner Music — контролируют почти 80% рынка, который, по прогнозам, увеличится более чем вдвое к 2030 году.
- Доходы Universal Music Group — одного из трех крупнейших музыкальных лейблов мира — в 2020 году составили €7,4 млрд, что на 4,7% выше, чем годом ранее. Доходы от сегмента звукозаписи выросли за счет роста стриминговых сервисов, что компенсировало снижение продаж компакт-дисков.
- По итогам 2020 года выручка Warner Music составила $4,463 млрд, при этом благодаря потоковым сервисам прибыль от цифровых продуктов за год выросла на 9,6%, до $2,568 млрд против $2,343 млрд.
- Sony Music зарабатывает на стриминге примерно 68% от общего дохода компании и, как ожидается, в ближайшие кварталы повысится до отметки в 75%. Компания прогнозирует, что к 2030 году число подписчиков платных стриминговых сервисов достигнет 1 млрд.
- По данным RIAA, потоковая передача остается главным драйвером роста отрасли, обеспечивая 83% от всей прибыли, которую принесла записанная музыка в 2020 году.
Тенденции
Согласно исследованию WeAreSocial и Hootsuite, 52,9% владельцев смартфонов используют приложения для музыкального стриминга. В среднем аудитория 16–64 лет ежедневно проводит в интернете 6 часов 54 минуты (в России — 7 часов 52 минуты). При этом на прослушивание музыки в стриминговых сервисах пользователи тратят в среднем 1 час 31 минуту в день.
По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), в 2020 году доходы музыкальной индустрии составили $21,6 млрд, что на 7,4% больше, чем в 2019 году. Рост наблюдается шестой год подряд, он обусловлен увеличением доходов от потоковой передачи, в частности по платной подписке.
- В топ-10 музыкальных рынков 2020 года вошли США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Южная Корея, Китай, Канада, Австралия и Нидерланды.
- Доходы в Европе выросли на 3,5% в 2020 году. Сильный рост потоковой передачи на 20,7% компенсировал снижение по всем другим статьям доходов.
- По данным Midia Research, около 10% из почти $22 млрд всех мировых доходов от потоковой передачи в 2020 году поступило за счет лицензионных доходов от прослушиваний на таких платформах, как Facebook, Instagram, TikTok, через умные колонки, а также в играх.
- Доходы от потоковых сервисов выросли на 19,9% в 2020 году — до $13,4 млрд благодаря увеличению объема подписок (+18,5%).
- Пять лет назад стриминг приносил всего $2,8 млрд выручки — в 2 раза меньше, чем физические носители ($5,7 млрд). За эти годы объем сегмента увеличился почти в 5 раз.
- Слушатели все чаще делают выбор в пользу модели доступа к музыке вместо модели владения, а доходы от загрузок и других «достриминговых» технологий упали на 15,7%.
- В 2020 году 443 млн человек платили за подписку на стриминговые сервисы — на 105 млн больше, чем в 2019-м. Для сравнения: в 2019-м к стримингам присоединилось 85 млн новых платных подписчиков, а в 2018-м — 79 млн. 62,1% выручки лейблов приходится именно на доходы со стриминга.
- Доходы от прав на использование музыки снизились на 10,1% в 2020 году, поскольку пандемия COVID-19 повлияла на доходы от публичных выступлений, прервав более чем десятилетний непрерывный рост в этом секторе.
- Доходы от использования музыки в рекламе, фильмах, играх и на телевидении снизились на 9,4% в 2020 году из-за перебоев в их производстве, вызванных пандемическими ограничениями, после роста в 2019 году на 4,4%.
В России
Больше половины российских интернет-пользователей (61%) когда-либо пользовались музыкальными стримингами, подсчитали в J’son & Partners Consulting.
- При этом 48% слушают музыку ежедневно, а 69% делают это не реже трех раз в неделю.
- В 2018 году выручка рынка музыкального стриминга в России составила 4,7 млрд рублей. Согласно расчетам аналитиков, в 2021 году уровень продаж стриминговых услуг достигнет 18,6 млрд рублей.
- Эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка стриминговых услуг. Они отмечают, что абсолютное большинство слушателей музыки в стране уже сейчас пользуются стриминговыми сервисами (87%), растет количество мобильных устройств (на их долю приходится 65% потребления музыкальных потоковых сервисов в России), увеличивается спрос на подключаемые устройства (такие как умные колонки, а в перспективе и автомобили с системой
connected cars . Позитивных результатов для рынка ждут также от борьбы с пиратством, увеличит доходы стриминговых сервисов и повышение тарифов.
По данным мобильных операторов, в 2020 году большая часть российской аудитории пользовалась такими сервисами, как Boom («ВКонтакте»), «Яндекс. Музыка», Spotify и Apple Music.
- По данным «МегаФона», в 2020 году аудитория Boom и «Яндекс.Музыки» составила 56,6% и 18,7% соответственно, третье место занял Spotify с долей 12,1%. В топ-5 приложений вошли Apple Music (10,2%) и YouTube Music (1,6%).
- По данным «Билайна», в топ-5 попали «Яндекс.Музыка» (37%), Boom (33,1%), YouTube Music (17,1%), Dezeer (6,2%), Spotify (3,6%).
- Абоненты Tele2 выбирают Boom (55%), «Яндекс.Музыку»(20%), Apple Music (12%), Spotify(7%), а также «СберЗвук» (5%).