В цифрах
За январь-май 2023 года число продавцов на «AliExpress Россия» сократилось на 27% год к году. А в 2022-м продажи маркетплейса упали на 47%.
Что говорят
Эксперты связывают падение числа продавцов с сокращением инвестиций в «AliExpress Россия», отмечая, что привлечение новых селлеров — серьезная статья бюджета.
Контекст
В 2022 году россияне сделали 2,8 млрд заказов в маркетплейсах. Чаще всего на онлайн-площадках покупают электронику, одежду и обувь для взрослых, а также продукты питания.
Расклад сил
В списке крупнейших маркетплейсов мира — американские Amazon и eBay, сингапурский Shopee, японский Rakuten и китайский AliExpress. В топ-10 также входят российские Wildberries и Ozon.
В цифрах
- По итогам января-мая 2023 года число продавцов на «AliExpress Россия» сократилось на 27% год к году, следует из подсчетов сервиса «Точка Маркетплейсы». При этом российский AliExpress — единственный маркетплейс из крупных игроков, столкнувшийся с оттоком селлеров за этот период, отмечают аналитики.
- Конкуренты «AliExpress Россия» демонстрируют активный рост по этому параметру. Так, у «Сбермегамаркета» количество продавцов увеличилось на 120%, у Ozon — на 92%, у «Яндекс Маркета» — на 89%, а у Wildberries — на 36%. Общее число продавцов на онлайн-площадках в России с начала 2023 года выросло на 51%.
- «AliExpress Россия» — совместное предприятие VK, USM International, китайской Alibaba Group и Российского фонда прямых инвестиций. Весной 2022 года совладельцы приостановили инвестиции в маркетплейс. В VK убытки от
обесценения российского AliExpress оценили в 9,86 млрд рублей и связали ущерб со «значительной экономической неопределенностью». По данным Data Insight, в 2022 году продажи «AliExpress Россия» снизились на 47% — до 56,2 млрд рублей.
Что говорят
- Эксперты отмечают, что привлечение новых селлеров — серьезная статья бюджета, и связывают падение числа продавцов у «AliExpress Россия» с сокращением инвестиций. Российский бизнес AliExpress «теперь в основном представлен дочерним KazanExpress», количество продавцов у которого за январь-май 2023 года все же выросло — правда, только на 7%.
- Иван Кургузов, исполнительный директор портала об электронной коммерции Oborot.ru, подчеркивает, что маркетплейсы обычно конкурируют за продавцов, используя рекламу, участвуя в выставках и конференциях. Но российский AliExpress «ни в одной из этих плоскостей нормально не присутствует, видимо, из-за боязни западных санкций».
- В целом сегодня селлеры расширяют бизнес на несколько маркетплейсов, новые продавцы выходят сразу на несколько площадок, чтобы диверсифицировать риски, говорят эксперты.
- Так, в «Сбермегамаркете» зафиксировали «многократное увеличение числа продавцов» — за счет упрощения функционала и развития обучающих проектов. В Ozon рассказали, что на конец мая 2023-го число активных продавцов выросло в 2,2 раза год к году. Представители маркетплейса связывают эту тенденцию с появлением новых складов в регионах и расширением сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ). В «Яндекс Маркете» отметили увеличение числа продавцов вдвое — до 81 тыс. А в Wildberries отчитались о росте на 69%. Этот показатель значительно отличается от подсчетов сервиса «Точка Маркетплейсы» (36%).
Контекст
- По итогам 2022 года объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей, что на 38% больше по сравнению с 2021-м. Общее число заказов составило 2,8 млрд, следует из отчета Data Insight. Средний чек покупок снизился на 16% год к году — до 2010 рублей.
- По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, самым популярным маркетплейсом в России остался Wildberries — на платформе работает более 60% всех селлеров. На втором месте Ozon (25%), а на третьем — «Яндекс Маркет» (8%). В июне 2022 года совокупная доля двух крупнейших российских маркетплейсов — Wildberries и Ozon — превысила две трети от всех онлайн-заказов и составила 69%.
- Чаще всего на маркетплейсах россияне покупают электронику и бытовую технику, а также одежду и обувь для взрослых, товары для дома и дачи. Самыми продаваемыми на Ozon в 2022 году стали товары из категорий одежда и обувь, продукты питания и товары для детей.
- В NielsenIQ по итогам прошлого года зафиксировали рост продаж в таких категориях, как средства для стирки (на 96,8%), средства женской гигиены (на 96,1%), снеки (на 60,9%) и товары для животных (на 43,2%).
- По данным МТС, в 2022 году на маркетплейсах в России больше всего подорожала обувь (+11%), средний чек в этой категории составил 4,5 тыс. рублей. На втором месте по росту стоимости — косметика (+8%) со средним чеком в 1,7 тыс. рублей, на третьем — книги (+5%) со средним чеком в 640 рублей.
Расклад сил
- На данный момент в список крупнейших маркетплейсов мира входят американские Amazon и eBay, сингапурский Shopee, японский Rakuten и китайский AliExpress, следует из исследования Webretailer. В топ-10 также вошли российские Wildberries и Ozon — 9-е и 10-е места соответственно.
- Сайты Amazon посещают примерно 5 млрд человек в месяц. Чистая выручка маркетплейса от продаж по всему миру в 2022 году составила почти $514 млрд. Большая часть прибыли компании приходится на розничные интернет-продажи, а также на доходы от сторонних продавцов и от подписок.
- Выручка eBay в 2022 году составила $9,7 млрд, что на 6% меньше, чем годом ранее. Реклама принесла маркетплейсу $319 млн. Площадка активно сотрудничает со сторонними продавцами. Так, в прошлом году компания запустила проект «Академия экспорта eBay» для Японии, чтобы обучить японских селлеров особенностям работы с платформой. В частности, продавцам предоставили доступ к электронным учебным материалам, онлайн-семинарам и мастер-классам.
- Выручка японской компании Rakuten Group от сегмента электронной коммерции в 2022 году достигла ¥797 млрд (примерно $5,6 млрд). Сингапурский Shopee за год заработал $7,3 млрд. Компания Alibaba Group еще не опубликовала данные за 2022-й. В году, который закончился 31 марта 2022 года, на розничной торговле, которая включает прибыль от Lazada, AliExpress, Trendyol и Daraz, китайская компания заработала $54 млрд.
- По данным Insider Intelligence, в 2023 году мировой рынок электронной коммерции достигнет $6,3 трлн и продолжит расти в течение следующих нескольких лет. Так, к 2025-му глобальный объем онлайн-покупок может превысить $7,5 трлн.
Фото обложки: Александр Щербак / ТАСС