КиберпанкДеталиИнтернет

Доверие к новостям в мире продолжает падать. В какой стране самые «недоверчивые» пользователи и как TikTok завоевал умы молодежи

Доверие к новостям в 46 странах мира за последний год упало на 2 п.п. — до 40%, следует из доклада исследовательского центра Reuters Institute for the Study (RISJ).

«Самым поразительным выводом» исследования аналитики называют снижение потребления новостного контента через традиционные соцсети, такие как Facebook* и Twitter**, и рост популярности TikTok, YouTube и Telegram.

В цифрах

По данным исследовательского центра RISJ, за год доверие к новостям в 46 странах мира, включая США, Великобританию и Германию, упало в среднем до 40%. Ниже всего этот показатель в Греции (19%).

Детали

36% пользователей интернета стараются избегать новостей. Чаще всего они стремятся отказаться от тяжелого контента. Речь о таких темах, как климатический кризис, гендерное и расовое неравенство. 

Тенденция

Пользователи все реже читают новости через традиционные соцсети, то есть через Facebook* и Twitter**. Популярность набирают TikTok и Telegram. 

Но при этом

Пользователи обеспокоены тем, что «чрезмерная персонализация» новостей, которая характерна для TikTok, может привести к тому, что они упустят важную информацию.

В цифрах

  • Исследовательский центр Reuters Institute for the Study of Journalism (RISJ) опубликовал 12-й ежегодный доклад, посвященный потреблению новостей в интернете. Его авторы опросили 93 тыс. человек из 46 стран, среди которых США, Великобритания, Германия, Индия, Колумбия и другие. 
  • В докладе говорится, что доверие к новостям в мире упало на 2 п.п. за последний год — до 40%. Выше всего показатель доверия в Финляндии (69%), а ниже всего — в Греции (19%). Кроме того, исследователи проследили изменение показателя с 2015 года. Например, в Великобритании уровень доверия в 2015-м составлял 51%, а к 2023-му упал до 33%. А вот в США показатель стабильно держит планку в 32%.
  • Аналитики также зафиксировали снижение с 33% в 2018-м до 22% в 2023-м доли «активных участников» — то есть тех пользователей интернета, которые самостоятельно публикуют новостной контент или комментируют уже опубликованные новости. Пик активности таких пользователей пришелся на период между 2016-м и 2019-м годами — в первую очередь за счет обсуждения в Facebook* резонансных событий, в том числе избрания на пост президента Дональда Трампа в США, референдума по Brexit в Великобритании и голосования о независимости Каталонии в Испании. С тех пор обсуждения «релоцировались» в приватные чаты в WhatsApp, Signal, Telegram и Discord, говорится в отчете. При этом доля пассивных потребителей новостей выросла на 5 п.п., а «реагирующих» (тех, кто читает, ставит лайки и делает репосты) — на 6 п.п. 
  • Доля тех, кто готов покупать подписку на новостные ресурсы, стабилизировалась на уровне в 17%. Эти данные собирали только по 20 наиболее богатым странам из 46. Самая высокая доля пользователей платных ресурсов — в Норвегии (39%), а самая низкая — в Японии (9%) и Великобритании (9%). 23% респондентов заявили, что за последний год отменили по крайней мере одну подписку — чаще всего из-за высокой цены и глобального роста стоимости жизни.

Детали

  • Большинство пользователей интернета отмечают, что по-прежнему предпочитают читать новости, а не смотреть или слушать их, поскольку текст «обеспечивает высокую скорость потребления информации». Но в нескольких странах, среди которых Филиппины и Таиланд, респонденты предпочитают видео тексту. 
  • В целом потребление новостного контента в видеоформате неуклонно растет во всех странах, отмечают исследователи. А доступ к такому формату осуществляется в основном через YouTube и Facebook*. 
  • Интерес к телевидению и печатным изданиям падает, при этом онлайн-потребление не восполняет разрыв. Это говорит об общем сокращении интереса людей к новостям. Так, несмотря на политические и экономические угрозы, с которыми сталкиваются страны, в 2023 году менее половины (48%) респондентов заявили, что «очень заинтересованы» в новостях — по сравнению с 63% в 2017 году. 
  • Между тем 36% пользователей интернета избегают новостей. Эта группа делится на тех, кто пытается периодически избегать всех источников, и тех, кто специально ограничивает потребление новостей на определенную тематику. В частности, люди отказываются от тяжелого или вызывающего дискуссии контента. Речь о таких темах, как климатический кризис, а также гендерное и расовое неравенство. 

Тенденция

  • На рынке новостей в течение долгого времени доминировали два ИТ-гиганта — Google и Facebook* (ныне Meta*). На их долю приходилось чуть меньше половины онлайн-трафика новостных сайтов. Сегодня же позиции платформ становятся «менее устойчивыми» во многих странах, отмечают аналитики.
  • На этот «сдвиг» повлияли привычки молодого поколения, которое выросло на социальных сетях и сегодня чаще обращается к контенту от инфлюенсеров и блогеров, чем к работе журналистов, даже когда речь идет о новостях. В среднем только 22% пользователей интернета предпочитают начинать чтение новостей с веб-сайтов или приложений изданий. Это на 10 п.п. меньше, чем в 2018 году. 30% пользователей начинает просмотр новостей в соцсетях.
  • Снижение популярности традиционных соцсетей, таких как Facebook* и Twitter**, и рост интереса к TikTok, YouTube и Telegram аналитики называют «самым поразительным выводом» исследования. Так, использование Facebook* с 2017 года снизилось на 8 п.п. А Instagram* (+2 п.п.), TikTok (+3 п.п.) и Telegram (+5 п.п.) — единственные социальные сети, потребление новостного контента в которых выросло за последний год. 
  • Так, например, TikTok сегодня охватывает 44% пользователей в возрасте от 18 до 24 лет во всех странах и занимает 20% рынка новостей. Быстрее всего платформа развивается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки. Причем большая часть этого роста приходится на более молодых пользователей. 

Но при этом

  • Пользователи обеспокоены тем, что «чрезмерная персонализация» новостей, которая характерна для соцсетей, может привести к тому, что они упустят важную информацию или интересную точку зрения. Только 30% респондентов согласны с тем, что автоматический подбор контента на основе прошлого опыта пользователя, — хороший способ получения новостей. Доля тех, кто поддерживает персонализацию контента на основе предпочтений друзей, составила всего 19%. 
  • Около 65% пользователей до 35 лет и 55% пользователей старше 35 лет пытались повлиять на выбор новостей, подписываясь или отписываясь от ресурсов на определенную тематику, а также блокируя контент или изменяя другие настройки.
  • Для большинства людей — независимо от возраста и страны — ключевая цель состоит не в том, чтобы сделать ленту более увлекательной, а в том, чтобы потреблять «более надежный, менее токсичный и более разнообразный» контент. 

*Компания Meta признана в России экстремистской. Instagram и Facebook — продукт этой компании. 

**Соцсеть заблокирована на территории РФ в связи с распространением недостоверной общедоступной информации.

Копировать ссылкуСкопировано