Культурный кодДеталиИнтернет

Веб-сайты Alibaba, Huawei и Xiaomi стали черно-белыми в связи с трауром в КНР. Пользователи соцсетей обвинили бизнес в пособничестве властям

В КНР 13 декабря — день траура по погибшим во время Нанкинской резни в 1937 году.

Некоторые эксперты считают, что масштаб трагедии преувеличен, а данные о жертвах сфабрикованы в целях пропаганды.

Что произошло

Alibaba, Huawei и Xiaomi изменили дизайн веб-сайтов на черно-белую цветовую гамму в день траура по погибшим во время Нанкинской резни.

Детали

СМИ указывают, что компании пошли на этот шаг по указу властей — чтобы избежать цензуры и ограничений со стороны правительства КНР.

Но при этом

Власти Японии и некоторые эксперты считают, что масштаб трагедии преувеличен, а данные о жертвах сфабрикованы в целях пропаганды.

Тенденция

Крупные компании по-разному показывают свою приверженность различным идеям. Ранее Audi и Volkswagen меняли свои логотипы с целью призвать людей соблюдать антиковидные ограничения.

Что произошло

Крупные китайские компании — Alibaba, Huawei и Xiaomi — изменили дизайн своих веб-сайтов на черно-белую цветовую гамму, чтобы почтить память жертв Нанкинской резни 1937 года. 

  • Компании изменили дизайн домашних страниц на своих веб-сайтах и в приложениях, однако в режиме просмотра товара версии остались прежними.
  • Как пишет Vice, дизайн сайтов изменили по указу китайских властей. Издание подчеркивает, что в дни траура местные предприниматели показывают свою приверженность идеологии правящей КПК, чтобы избежать цензуры и различных ограничений со стороны правительства. Таким образом, как указывает Vice, предприниматели продемонстрировали свою лояльность политике правящей Коммунистической партии Китая (КПК).
  • Многие пользователи негативно отреагировали на решение компаний. «Я открыл Taobao и подумал, что Джек Ма (основатель Alibaba Group. — Прим. ред.) умер», — написал один из пользователей китайского сервиса микроблогов Weibo.
  • «Если Taobao будет выглядеть так каждый день, я, вероятно, сэкономлю довольно много денег», — написал другой пользователь.

Детали

Vice отмечает, что день траура стали использовать звезды и их фанаты, чтобы продемонстрировать поддержку политики властей. Таким образом они также пытаются избежать цензуры, которой КПК подвергает многих поп-исполнителей из-за их поведения и поступков, якобы вредных для общества.

  • Например, многие китайские поп-исполнители выложили посты о Нанкинской резне в своих соцсетях, а их фандомы объявили 13 декабря «днем без развлечений».
  • В связи с трауром китайские фанаты американской исполнительницы Тейлор Свифт решили не праздновать день рождения певицы 13 декабря, а отметить его на следующий день.

Но при этом 

13 декабря 1937 года японские войска вторглись в город Нанкин, в результате чего, по версии китайских властей, погибли 300 тыс. местных жителей.

  • Власти Японии и некоторые эксперты считают, что трагедия преувеличена, а данные о жертвах и преступлениях вторгшихся военных сфабрикованы в целях пропаганды.
  • «Последние» попытки увековечить память погибших, включая жертв Нанкинской резни, — это часть переписывания истории, чтобы поддержать мысль о том, что Китай и китайский народ продолжали бы страдать <...> если бы к власти не пришла КПК, в частности нынешний глава государства Си Цзиньпин», — заявили в Китайском институте SOAS при Лондонском университете.

Тенденция

Крупные компании по-разному демонстрируют свою причастность к различным событиям и памятным датам. 

  • Например, в 2020 году компания Mercedes-Benz продемонстрировала временный логотип, в дизайн которого внесли изменения из-за пандемии COVID-19. В новой версии эмблемы уменьшили трехлучевую звезду, за счет чего между ней и кругом появилось пространство. Таким образом в компании пропагандировали необходимость соблюдать дистанцию, чтобы обезопасить себя и других от заражения. 
  • Два других крупнейших немецких автобренда также изменили свои логотипы, чтобы напомнить о социальной дистанции: четыре кольца Audi перестали соприкасаться, а между литерами V и W в логотипе Volkswagen появился зазор. Российское представительство Audi на время перекрасило кольца в «цвета надежды» — желтый и красный, чтобы поддержать докторов и медсестер.
  • Поисковые браузеры нередко меняют дизайн своих домашних страниц в годовщины со дня рождения известных писателей или ученых. Например, 24 марта 2021 года «Яндекс» временно изменил свой логотип в честь 130 лет со дня рождения физика Сергея Вавилова. В компании свое решение объяснили тем, что на улице Вавилова находился Вычислительный центр РАН, где в 2001 году открылся первый офис «Яндекса».
Копировать ссылкуСкопировано