КиберпанкДеталиИнтернет

На «грани вымирания» и в мечтах о суперприложении: как прошел первый год X* с Илоном Маском

За год стоимость платформы снизилась втрое. Соцсетью стали пользоваться реже, а часть юзеров покинули ее навсегда. 

Сам Маск заявляет, что X* со временем станет одним из крупнейших приложений с онлайн-развлечениями, общением и покупками. 

В цифрах 

  • 27 октября 2023 года исполняется год, как миллиардер Илон Маск приобрел Twitter*. По данным издания The Information, на сегодня соцсетью регулярно пользуются около 245 млн подписчиков в день. В сравнении с октябрем 2022-го их стало меньше на 3,7%. Согласно отчету компании Sensor Tower, в августе 2023 года на платформе тратили около 91 млн часов в день, что на 13% меньше, чем в прошлом году, а глобальные загрузки приложения упали на 38%. 
  • При этом популярность страницы Маска на платформе взлетела в разы: по данным Similarweb, трафик к профилю и постам бизнесмена в сентябре вырос в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
  • Сейчас в компании на Маска работают около 1,5 тыс. штатных сотрудников. Год назад их было около 7,5 тыс. 
  • По неофициальным оценкам, выручка компании упала примерно на 40% — по сравнению с временами, когда сетью управляла старая команда. При этом за счет серьезной оптимизации сократились и расходы — с $4,5 млрд до $1,5 млрд. 
  • На сегодняшний день общую стоимость компании оценивают в $15 млрд — треть того, сколько Маск заплатил за нее ($44 млрд). 
  • По прогнозам самого миллиардера, X* в 2023 году заработает около $3 млрд — почти на треть меньше, чем было при прежних собственниках. 

Детали

За год Илон Маск и его команда не просто внесли изменения в работу соцсети — значительная часть ее культуры просто отменена. Вот несколько крупных перемен, которые обрушились на Twitter* с приходом нового главы.

  • Уже в первые дни Илон Маск полностью сменил руководство компании — уволил гендиректора Парага Агравала, финансового директора Неда Сигала и других топ-менеджеров. Затем последовали массовые увольнения других сотрудников — обезличенные уведомления о прекращении контрактов получили 50% персонала. 
  • Возглавив компанию, Маск смягчил правила модерации постов и блокировки пользователей — первым делом он вернул Дональду Трампу доступ к его аккаунту, заблокированному при предыдущем руководстве.
  • Позже новый глава Twitter* ввел ежемесячную плату в $8 за значок верификации. После этого некоторые пользователи, в том числе знаменитости, ушли с платформы. «Теперь непонятно, кому доверять», — заявляли комментаторы в соцсетях. Кроме этого, у аккаунтов различных изданий появилась подпись «финансируемое государством СМИ». Многим из них нововведение пришлось не по душе, а некоторые потребовали убрать маркировку.
  • В мае в компанию на должность исполнительного директора пришла Линда Яккарино. Маск тогда заявил, что пригласил ее в том числе для налаживания отношений с рекламодателями. 
  • Позже платформа провела ребрендинг — в июле 2023-го Twitter* сменил название и логотип на одну букву Х. Помимо этого, соцсеть изменила дизайн интерфейса: пользователи теперь видят расширенные данные о твитах, а новостной поток разделен на две ленты — «Для вас» и «Публикации от тех, на кого вы подписаны». 
  • 26 октября в X* добавили новую услугу аудио- и видеозвонков, которые работают без привязки телефонного номера. 

Что говорят

  • Аналитики отмечают, что за последний год фейковой информации в X* стало в разы больше: с приходом Маска отдел, который занимался блокировкой непроверенной информации, попал под сокращение. В итоге многие мировые СМИ (среди которых, например, Bloomberg, Washington Post, Guardian, Al Jazeera), упоминая в своих публикациях о X*, советуют читателям «не доверять источникам данной платформы». С ними согласились и в Еврокомиссии. В сентябре ведомство провело свое исследование и заявило, что доля фейковых новостей в X* больше, чем в любой другой социальной сети.
  • Также выросло и количество постов, оскорбительных для меньшинств, а также пропагандирующих антисемитизм, расизм и превосходство белой расы, отметили в The New York Times. Все это привело к тому, что многие рекламодатели начали снижать траты на рекламу в X*, пытаясь дистанцироваться от репутации площадки. А некоторые (например, Eli Lilly & Co. и PepsiCo) и вовсе покинули ее. 
  • Эксперты отмечают, что, сделав ставку на платную подписку, Маск прогадал — к середине 2023 года ее подключили только 300 тыс. пользователей X* — это меньше 0,1% аудитории платформы. Доходы компании по-прежнему сильно зависят от рекламодателей, многие из которых отказываются от сотрудничества с соцсетью. 
  • Аналитики, опрошенные изданием ArsTechnicа, заявляют, что первый год Маска на посту главы соцсети был таким же бурным, как и месяцы споров перед приобретением, но он, по сути, «ничего не изменил». 

Ничего из того, что сделал Маск, не привело к устойчивым улучшениям, которые позволят серьезно конкурировать с другими ведущими соцсетями.

Дэвид Каррстарший менеджер по анализу информации компании Likeweb
  • Некоторые крупные акционеры Tesla сожалеют, что Маск купил Twitter*. По их словам, теперь он «слишком отвлечен от того, чтобы должным образом управлять производством электромобилей, не говоря уже о другом крупном бизнесе — SpaceX». Американский инвестор X* Росс Гербер считает, что платформа «на грани вымирания» и ее «необходимо срочно спасать». 

За чем следить

Несмотря на огромное количество проблем, у Илона Маска для платформы грандиозные планы. В ближайшее время предприниматель собирается внедрить в X* систему платежей, сейчас компания работает над получением соответствующих лицензий от американских регуляторов. Согласно ожиданиям Маска, выручка от проведения платежей может достигнуть $1,3 млрд к 2028 году. 

Кроме этого, как сообщал New Yorker, давняя мечта Маска — создать универсальное «приложение для всего» — общения, онлайн-развлечений, покупок, банковских операций. В июле об этом говорила и исполнительный директор компании Линда Яккарино. 

X* — это будущее с неограниченной интерактивностью. Оно будет сосредоточено на обмене аудио-, видеосообщениями, платежах и банковских операциях. Все это будет создавать глобальный рынок идей, товаров, услуг и возможностей.

Линда Яккариноисполнительный директор компании

Аналитики отмечают, что потенциал у купленной Маском платформы огромный, но пока это только «довольно абстрактные» планы.

*Соцсеть заблокирована на территории РФ в связи с распространением недостоверной общедоступной информации.

Фото обложки: Michel Euler / AP / TASS; X*

Копировать ссылкуСкопировано