КапиталДеталиИнтернет

Netflix переживает самые тяжелые времена за последние 10 лет. Кто может свергнуть «короля стриминга» и чего ждать на рынке потоковых сервисов

Компания по итогам I квартала 2022 года потеряла 200 тыс. подписчиков. Акции Netflix на фоне таких новостей рухнули на 30%.

Amazon, HBO и Disney стремительно догоняют некогда безусловного лидера стриминга. В Netflix даже подумывают отказаться от собственных убеждений и ввести рекламу. 

Что происходит

Netflix стремительно теряет подписчиков. С начала года сервис лишился 200 тыс. пользователей, а в течение ближайших трех месяцев могут уйти еще 2 млн человек.

Контекст

За последние 10 лет у Netflix не было такого колоссального оттока подписчиков. Компания винит в этом пандемию, инфляцию и геополитику. 

Расклад сил

В спину Netflix дышат Amazon Prime, HBO Max, видеосервисы от Disney и Apple. Чтобы удержаться в лидерах, Netflix готов ввести рекламу в платных подписках, что позволит снизить их стоимость. 

В России

Самой большой популярностью у россиян пользуются «Кинопоиск» и ivi. Многие эксперты считают, что расклад может поменяться: будущее, по их мнению — за сервисами в составе экосистем: сейчас это Okko, «Кинопоиск» и Kion.

Что происходит

Netflix стремительно теряет пользователей. На американский стриминговый видеосервис сейчас подписаны около 221,6 млн человек по всему миру. Но еще 3 месяца их было на 200 тыс. больше

  • В своем отчете компания сообщила, что во II квартале 2022-го она может потерять еще 2 млн подписчиков.
  • Ранее сервис ожидал, что за первые три месяца года к Netflix присоединятся 2–3 млн человек, а общее число подписчиков достигнет 224 млн.
  • После публикации отчета акции компании упали на 30%. 
  • По словам экспертов, невозможно переоценить, насколько текущая ситуация печальна для «короля потокового вещания». 

Контекст

Проблемы начались еще в прошлом году. Прибыль компании в IV квартале составила $1,5 млрд (годом ранее она достигла $1,7 млрд). C начала 2022-го акции Netflix упали более чем на 60%, что сильно обеспокоило инвесторов. После публикации текущего отчета их опасения усилились: за последние 10 лет сервис ни разу не терял настолько много подписчиков. В Netflix нашли этому объяснение.

  • Пандемия коронавируса «затуманила всю картину», резко увеличив рост числа подписчиков сервиса в 2020-м на фоне локдаунов. Но после снятия большинства коронавирусных ограничений компания растеряла их, так как люди стали проводить больше времени вне дома. 
  • В спаде компания винит и беспорядочную передачу паролей от аккаунтов. Обладатели платных подписок сообщают их другим людям, в результате, помимо платных подписчиков, сервисным контентом бесплатно наслаждаются еще 100 млн семей.
  • Чтобы не терять деньги, Netflix решил протестировать в Чили, Коста-Рике и Перу новую опцию. Она позволяет владельцам семейного аккаунта вносить в него за доплату еще двух любых пользователей. Это выходит дешевле, чем три отдельных платных подписки, а каждый участник получает учетную запись с индивидуальными рекомендациями. Чтобы отследить тех, кто пользуется чужим аккаунтом, Netflix может попросить подтвердить его. Трудность заключается в том, что такие люди должны будут постоянно поддерживать связь с владельцем учетной записи, потому что код подтверждения придет именно ему.
  • Спад также вызвала растущая инфляция и геополитика, в частности, российская спецоперация в Украине, после начала которой компания объявила об уходе из России. В результате сервис потерял 700 тыс. подписчиков. Если бы Netflix не лишился российских пользователей, общее количество подписчиков сервиса выросло бы на 200 тыс. за I квартал года. 
  • В январе 2022-го Netflix увеличил стоимость подписки для пользователей из США: с $9–18 до $10–20,что тоже негативно сказалось на числе подписчиков. Удержать цены не помог даже самый популярный проект сервиса «Игра в кальмара», который принес рекордные $900 млн. 
  • Мешает также конкуренция на рынке стриминговых видеосервисов.

При этом в Netflix подчеркивают, что сервис по-прежнему лидирует по всем основным показателям, включая количество платных подписок, доход и прибыль.

Расклад сил

В спину Netflix дышат серьезные игроки — Amazon Prime, HBO Max, Disney+ и Hulu, а также Apple Plus. 

  • Эксперты считают, что в скором времени сервисов станет еще больше, но они начнут сотрудничать друг с другом, например делиться каталогами и создавать общие подписки.
  • Чтобы остановить отток пользователей, Netflix может пойти на крайние меры — запустить рекламу на платформе в ближайшие несколько лет. Компания никогда не рассматривала такую возможность, но теперь обсуждает ее, чтобы снизить цену на подписку. 

Рынок стриминговых сервисов серьезно вырос во время пандемии. Ожидается, что его объем к 2027 году достигнет $842 млрд. Некоторые аналитики уверены, что рынок преодолеет отметку и в триллион долларов. 

Росту способствует и развитие новых технологий. 

  • Внедрение 5G-связи позволит в десятки раз повысить скорость интернет-соединения, вследствие этого вырастет и скорость стриминга.
  • Благодаря развитию и росту популярности VR-устройств стриминговые сервисы смогут предлагать 3D-контент. Netflix уже выпустил 20-минутный ролик к своему сериалу «Очень странные дела» в формате видео 360, который можно считать первым шагом сервиса к VR. 
https://www.youtube.com/watch?v=yg29RvYNSDQ

В России

На российском рынке стриминга также острая конкуренция, за пользователей борются почти с десяток крупных онлайн-кинотеатров.

  • Международная исследовательская компания GfK провела опрос среди 7,5 тыс. россиян в возрасте 16–55 лет и выяснила, на какие онлайн-кинотеатры они подписаны. По результатам за IV квартал 2021-го лидирует «Кинопоиск» с 14,4% подписчиков, причем число пользователей растет. Чуть менее популярен ivi (11,2%).
  • Число пользователей выросло у Okko, Wink и Kion. Респонденты рекомендуют и такие платформы, как Premier и Start.
  • Аналитики пишут, что в последние годы рынок рос, прибавляя по 50% в год. При этом он все еще далек от перенасыщения как минимум в течение ближайших 4–5 лет, несмотря на такое количество сервисов. 
  • Некоторые эксперты считают, что в ближайшие годы рынок все-таки сократится. Останутся лишь те стриминговые сервисы, которые будут в составе экосистем. Например, сейчас «Сберу» принадлежит сервис Okko, «Яндексу» — «Кинопоиск», а МТС — Kion.
Копировать ссылкуСкопировано