Доставка продуктов онлайн: почему товары дорожают
Продовольственные торговые сети России перешли на дифференцированное ценообразование — стоимость продуктов в офлайн- и интернет-магазинах теперь различается. В Infoline выяснили, что продуктовые сети завышают цены на товары в своих онлайн-сервисах на 5–10% — чтобы компенсировать расходы на сборку и доставку. Такую систему ценообразования активно используют «Лента», Metro, «Вкусвилл» и «Дикси», уточнили аналитики.
Во «Вкусвилле» подтвердили, что в каталоге на сайте цены могут отличаться от стоимости продуктов в офлайн-магазинах: показатели адаптируют в зависимости от адреса доставки. При этом цены «не всегда отличаются только в большую сторону». В Metro отметили, что продажа товаров с доставкой предполагает дополнительные расходы — их частично покрывают за счет увеличения стоимости товаров. Однако это не постоянная практика: цены в онлайн-сервисе могут быть и ниже цен в офлайн-магазине.
Цены на товары в доставке повышают в основном из-за роста стоимости услуг сборщиков и курьеров, а также из-за дефицита таких работников. По данным «Авито Работа» и Salary Index, по итогам 2023-го зарплаты курьеров выросли на 30% — на фоне высокого спроса на их услуги со стороны маркетплейсов и операторов доставки. В целом по стране средний доход таких работников достиг 70 тыс. рублей, а в Москве этот показатель увеличился до 82 тыс. рублей.
Сколько россиян пользуются доставкой продуктов
Согласно результатам исследования аналитического сервиса Geo.Platforma, 26% россиян покупают продукты только в сервисах доставки. Еще 41% респондентов — чередуют онлайн-заказы и походы в магазин. Треть опрошенных вообще не пользуются сервисами доставки и предпочитают офлайн-магазины. Чаще всего россияне заказывают домой напитки (28%), выпечку и сладости (по 25%). По данным Data Insight, средний чек доставки продуктов составляет 2 тыс. рублей. В виртуальную корзину добавляют в среднем восемь наименований продуктов.
При этом каждый пятый россиянин (19%) в 2023 году стал реже пользоваться сервисами доставки, выяснили аналитики Geo.Platforma. От таких сервисов отказываются из-за роста стоимости товаров онлайн (27%), неудобных приложений (22%) и значительно снизившейся скорости доставки (16%). Так, в Telecom Daily отмечают, что «Самокат» начинал работу с доставки продуктов за 15 минут, а теперь — этот срок составляет «от 30 минут», причем часто курьеры не успевают привезти заказ вовремя. А «Яндекс Лавка» бесплатно доставляет только заказы стоимостью от 2 тыс. рублей.
Участники опроса Geo.Platforma также рассказали о проблемах, с которыми они сталкивались при заказе товаров на дом: испорченные продукты (примерно 30%), неполная комплектация заказа (27%), нарушенная целостность упаковки (20%). Еще 14% сталкивались с тем, что заказ вовсе не привозили.
Сервисы доставки продуктов: лидеры рынка
За 2023 год онлайн-продажи продовольственных товаров в России выросли на 47% — до 918 млрд рублей. На категорию fresh-food (скоропортящиеся продукты) пришлось 781 млрд рублей от общей суммы. Однако эксперты отмечают, что темпы роста замедляются: в 2022 году онлайн-продажи продуктов питания год к году росли на 63% (до 625 млрд рублей), в 2021 году — на 146% (до 382,5 млрд рублей).
Лидером онлайн-торговли по итогам года стал «Самокат»: компания нарастила продажи в 2 раза — до 165,3 млрд рублей, следует из
На втором месте — «Вкусвилл», продажи которого выросли на 53% — до 140 млрд рублей. По словам представителей компании, покупателей привлекает бесплатная доставка, не требующая минимальной суммы заказа. «Вкусвилл» также работает над оптимизацией логистики за городом. Топ-3 замыкает X5 Group с доставкой из «Пятерочки», «Перекрестка» и интернет-магазина «Впрок»: в 2023 году компания заработала 133 млрд рублей (+78,8% год к году). Четвертую строчку занял Wildberries (99,3 млрд рублей). Эксперты отмечают, что это связано с развитием сервисов в нестоличных регионах, в том числе на Дальнем Востоке: маркетплейсы дают доступ к товарам, которых нет на локальных рынках. На пятом месте — «Яндекс.Лавка» и «Яндекс.Маркет», которые в общей сложности заработали 87,9 млрд рублей.
В целом доля онлайн-торговли в розничных продажах, по подсчетам Infoline, составляет 4% (+1 процентный пункт по сравнению с 2022 годом). Этот показатель заметно выше в Москве (8,6%). Эксперты отмечают, что для большинства компаний онлайн-сервисы убыточны, поэтому ритейлеры, вероятно, продолжат повышать либо цену доставки, либо стоимость продукции в интернет-магазинах.
Фото обложки: Максим Григорьев / ТАСС