Что происходит
Российские мебельные компании начали создавать коллекции специально для маркетплейсов. Они состоят из небольших, простых в сборке и доступных по цене товаров.
Что говорят
Производители считают, что так они привлекут больше покупателей и увеличат скорость доставки. Но есть и риски: если товар не раскупят, придется доплачивать маркетплейсу за его хранение на складе.
Почему это происходит
После ухода IKEA из России на рынке освободилась значительная ниша. Многие мебельные производители решили размещать товары на маркетплейсах, чтобы быстрее раскрутиться.
Тенденция
Ozon за первую половину 2022-го увеличил недельную выручку от продаж мебели на 87%. На Wildberries значительно вырос спрос на товары отечественных производителей.
Что происходит
Российские мебельные компании начали создавать специальные коллекции для маркетплейсов — онлайн-ритейлеры принимают товары, ограниченные по размеру, простые в сборке и доступные по цене.
- Компания «Ангстрем» разработала специальную линейку товаров малых форм, например вешалки на металлокаркасе, настенные полки,
консоли и журнальные столики. Пробную партию уже разместили на онлайн-площадках. - Еще один производитель мебели Mr. Doors также начал сотрудничать с маркетплейсами. В будущем компания планирует разработать целые капсульные серии мебели.
- «Первая мебельная фабрика» запустила продажу товаров на Ozon и Avito. Там представлены модульные кухни.
- Как отмечают отраслевые эксперты, хорошо продаваться будут коллекции, в которых не менее трех предметов выполнены в одном стиле, — многим покупателям важно получать готовые решения для интерьера.
Что говорят
- По мнению гендиректора «Первой мебельной фабрики» Александра Шестакова, с помощью маркетплейсов можно привлечь много новых покупателей.
- Исполнительный директор «Ангстрема» Вадим Чернушкин отметил, что такое сотрудничество позволит ускорить доставку товара.
- В
One Story подчеркнули, что размещение товаров на онлайн-площадках стимулирует развитие собственных интернет-магазинов. Через маркетплейсы компании наращивают свое присутствие в сегменте электронной коммерции, набирая опыт онлайн-продаж и повышая узнаваемость бренда. - При этом эксперты отмечают, что есть и риски, особенно для малых производителей. Если «не угадать» с ассортиментом и количеством товаров, они осядут на складах, и тогда продавцам придется доплачивать маркетплейсу за хранение. Для небольших компаний это могут быть значительные издержки.
Почему это происходит
Мебельные компании обратились к маркетплейсам, так как туда перетекло значительное количество покупателей. Это связано в основном с уходом из России шведского мебельного гиганта IKEA. В марте 2022 года компания приостановила работу магазинов в России, а в июне объявила об окончательном уходе и поиске новых владельцев для бизнеса. Решение объяснили сбоями в цепочках поставок из-за проведения спецоперации в Украине.
- В результате производители, которые раньше работали со шведской компанией, ушли в онлайн — на крупных онлайн-площадках, например Ozon и «Яндекс.Маркет», появились нераспроданные товары IKEA и их аналоги.
- Глава ФАС России Максим Шаскольский ранее заявлял, что IKEA «поджала» под себя отечественный мебельный рынок и ее уход позволит ему развиваться. По словам экспертов, компании увидели перспективы ввиду освободившейся ниши, а лучший способ нарастить продажи — разместиться на маркетплейсах.
- Опросы подтверждают, что на IKEA «свет клином не сошелся». По данным недавнего исследования
Kokoc Group , альтернативу шведским товарам не нашли пока только 26% опрошенных россиян, при этом 47% и раньше предпочитали шведскому бренды другие магазины. 8% стали чаще обращаться к многопрофильным сетям, например Leroy Merlin. Еще 6% начали скроллить сайты локальных мебельных магазинов, а 4% — заказывать мебель на маркетплейсах.
Еще одна причина, которая сделала маркетплейсы привлекательными для мебельных компаний, — снижение офлайн-продаж.
- По данным исследования МТС Банка, за 5 месяцев 2022 года число транзакций в офлайн-магазинах упало почти в 2,5 раза. При этом выросло число соответствующих интернет-запросов. По мнению экспертов, это говорит о том, что сам спрос на мебель не упал, просто ее хотят покупать онлайн.
- Как отмечают отраслевые консультанты, физические мебельные магазины пока «выезжают» за счет товаров для дома: небольшие предметы интерьера очень востребованы, так как позволяют быстро и недорого обновить обстановку.
Компании обратились к маркетплейсам еще и как к инструменту для продвижения собственного бренда на фоне сокращения рекламных мощностей. В частности, продвигать свои товары на популярных площадках вроде Instagram* стало затруднительно из-за признания Meta* экстремистской организацией.
Тенденция
Аналитики проверили, действительно ли офлайн-рынок мебели поглотили онлайн-площадки.
- Согласно данным Sellematics и Coffee Analytics, больше всего от перехода выиграл Ozon. К концу июля маркетплейс за полгода увеличил свою недельную выручку в этой категории на 87%, с 706 млн до 1,3 млрд рублей. Годом ранее такого роста не было.
- За первые 4 месяца 2022-го продажи мебели на Wildberries увеличились на 266%, по сравнению с тем же периодом в 2021-м, такие данные приводит CNews. Причем наибольший рост зафиксирован в сегменте крупногабаритной мебели, включая стеллажи, столы, диваны, детские комоды. Популярнее стала в том числе продукция российского производства: продажи выросли на 301%.
- В феврале ажиотаж был также на AliExpress и «СберМегаМаркете», однако к лету продажи мебели на этих площадках пошли на спад.
Консультант Jos de Vries The Retail Company Ирина Болотова сомневается, что маркетплейсы станут основным каналом сбыта для мебельных производителей. При этом она не исключает гибридного формата, когда после посещения мебельного салона человек будет заказывать товар через онлайн-площадку.
Meta* признана экстремистской организацией. Instagram — продукт этой компании.