В США блогеры судятся из-за копирования стиля и эстетики
Гиффорд приложила к иску 70 страниц скриншотов, на которых сравнила собственные посты и публикации Шейл. Чтобы доказать право собственности, Гиффорд зарегистрировала авторские права на каждое «скопированное» видео и текст. По ее словам, из-за такого «подражательства» блог потерял охваты, а прибыль сократилась почти в 2 раза. Поэтому теперь она требует от Шейл около $150 тыс. в качестве компенсации за моральный и материальный ущерб.
Конечно, это очень расстраивает, потому что я вкладываю много времени и усилий в свой бизнес. Поиск новых товаров на Amazon занимает много времени. Я лично выбираю каждый продукт и создаю контент только о тех продуктах, которые соответствуют моему бренду. Так что это не совпадение, когда другой автор делает то же самое в том же стиле. У меня такое чувство, что кто-то отнял часть моего бизнеса и наживается на нем как на своем собственном. Я вынуждена подать в суд, чтобы защитить свою работу и свой бренд.
Сидни Николь Гиффорд
блогер
Шейл все обвинения отрицает. Она заявила, что Гиффорд «искажает представление о том, как Amazon работает с инфлюенсерами». По ее словам, блогеры получают от гиганта электронной коммерции таблицы с наименованием товаров, которые появятся в продаже, — особенно во время крупных распродаж. В таком случае «логично, что два человека с похожей аудиторией будут предлагать одни и те же продукты», говорит Шейл. А свою татуировку — цветок на левом бицепсе, как и у Гиффорд, — она называет «совпадением».
Кто такие Гиффорд и Шейл и с чего начался конфликт
У Шейл и Гиффорд действительно схожая эстетика, пишет The Verge: у обеих длинные слегка вьющиеся волосы, естественный макияж, идеальный маникюр и дома, обставленные в бежевых и белых цветах. Подписчики называют их clean girl — это стиль, популярный среди молодых девушек.
Фото: Sydney Nicole Gifford Фото: Alyssa Sheil
Блогеры, которые следуют тренду clean girl, снимают видео с уходом за кожей под расслабляющую музыку, дают советы, как сделать небрежные локоны, добиться эффекта «макияжа без макияжа» и приготовить себе низкокалорийный смузи. Только в TikTok больше 400 тыс. видео с хештегом #CleanGirlAesthetic, которые в 2023 году собрали в общей сложности 7 млрд просмотров.
Шейл и Гиффорд встречались дважды — в 2022 и 2023 годах. Они обсуждали возможное сотрудничество, учитывая схожую тематику их блогов. В иске говорится, что после второй попытки договориться о совместном проекте Шейл заблокировала Гиффорд в TikTok и Instagram*, изменила свою внешность и начала публиковать «практически идентичный контент». На это обратили внимание подписчики Гиффорд — некоторые из них даже не замечали разницы и путали аккаунты девушек. Тогда блогер наняла адвоката и сделала то, на что обычно не решаются инфлюенсеры, — обратилась в Бюро авторского права США, чтобы защитить права на свои посты. Затем адвокат направил Шейл уведомление о том, что у нее нет «лицензии на стиль» Гиффорд.
Как только я получила предписание, я была очень расстроена. Я плакала, я была в шоке, потому что на тот момент забыла имя Гиффорд. Я не вспоминала о ней с тех пор, как заблокировала ее. Во время той встречи я почувствовала себя аутсайдером, мне не понравилось наше общение, осталось неприятное послевкусие.
Алисса Шейл
блогер
К чему может привести разбирательство между блогерами
Инфлюенсеры часто обвиняют друг друга в плагиате, но впервые подобный конфликт дошел до суда. Если Гиффорд выиграет процесс, это создаст прецедент для других авторов и кардинально изменит правила игры в индустрии — то, как инфлюенсеры создают свой контент и защищают авторские права. А если проиграет, то может придать этому огласку и обжаловать решение в более влиятельном органе — например, в Верховном суде США.
Честно говоря, это могло бы изменить ситуацию. Я ждал, что однажды произойдет что-то подобное, потому что нам нужен закон, предназначенный только для блогеров, который будет защищать не только изображение, но и их идеи, тексты.
Камерон Бакнер
юрист
Но эксперты считают, что вероятность победы Гиффорд не так уж высока. Юристы, опрошенные Business Insider, оценивают ее в 60%. Сложность в том, что блогеры часто вдохновляются работами друг друга. Чтобы выиграть суд, нужно доказать, что Гиффорд единственная, кто использует эти шрифты и цвета, а это «практически невозможно сделать».
Понимаю, что это невероятно бесит и расстраивает, но с этим очень трудно бороться, потому что большая часть того, что делает инфлюенсер в плане создания контента, не подлежит защите. Вам нужно очень близко повторить оригинал, чтобы действительно нарушить закон. И когда я говорю «очень близко», я имею в виду, по сути, чистую копию.
Александра Робертс
профессор права в Северо-Восточном университете
Они должны показать, что всякий раз, когда пользователь просматривает контент в определенном стиле, он думает только об одном конкретном блогере. В данном случае — о Сидни Гиффорд. Но я постоянно вижу такую минималистичную, нейтральную эстетику. Даже я пользуюсь таким стилем. С другой стороны, будет безумно круто, если Гиффорд выиграет дело. Это придаст уверенности большому количеству блогеров. Они тоже смогут подавать в суд на своих «коллег».
Тейлор Тайман
юрист, которая представляет интересы блогеров в США
Фото обложки: Freepik
*Компания Meta признана в России экстремистской. Instagram — продукт этой компании.