КапиталДеталиИнтернет

Пользователи вместо рекламодателей: Илон Маск делает X* платным для всех на фоне падения доходов от рекламы

Владелец X* (ранее Twitter*) Илон Маск заявил, что соцсеть переходит на систему платного доступа: с пользователей ежемесячно будут взимать «небольшой платеж». 

Таким образом Маск надеется избавиться от «армии ботов» и увеличить доходы компании. 

Что произошло

  • Илон Маск намерен сделать X* (ранее Twitter*) платной для всех пользователей. Об этом предприниматель заявил во время беседы с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, которая транслировалась в прямом эфире. По словам Маска, соцсеть «переходит к взиманию небольшого ежемесячного платежа». 
  • Маск с Нетаньяху встретились, чтобы обсудить меры борьбы X* с расистскими высказываниями на платформе. Премьер-министр Израиля считает, что справиться с антисемитизмом в Twitter* можно, если только «победить» ботов. 

По крайней мере, если вам попадется сумасшедший и полный ненависти парень, пусть он говорит одним голосом, а не армией фальшивых миллионов.

Биньямин Нетаньяху
премьер-министр Израиля
  • Маск, в свою очередь, заявил, что платный доступ к соцсети — это «единственный способ борьбы с огромными армиями ботов». Владелец X* отметил, что сегодня создание ботов стоит «доли пенни», но если за доступ к платформе придется платить по «несколько долларов, это станет очень затратным делом». 
  • Колумнист Bloomberg Дэйв Ли отмечает, что доступ к X* будет дешевле, чем стоимость подписки на Premium-тариф ($11 для пользователей iPhone). При этом пока неясно, как будет взиматься предполагаемый сбор за доступ к X* с пользователей X* Premium (ранее Twitter* Blue).

Детали

  • СМИ отмечают, что Маск заговорил о платном доступе на фоне сокращения рекламных поступлений — основного источника доходов платформы. Так, в начале сентября предприниматель заявил, что «бойкот со стороны рекламодателей» привел к снижению доходов от рекламы на 60%.
  • В падении доходов Маск винит Антидиффамационную лигу (ADL): общественно-политическая организация критикует X* за «рост антисемитского контента на платформе и снижение модерации антисемитских постов», что «отпугивает рекламодателей». В частности, Центр противодействия цифровой ненависти (Center for Counting Digital Hate, CCDH) подсчитал, что ежедневное использование слова «нигер» в 3 раза превысило средний показатель, который аналитики фиксировали до покупки соцсети Маском. 
  • Предприниматель, в свою очередь, утверждает, что Антидиффамационная лига «пытается убить соцсеть, ложно обвиняя ее в антисемитизме».

С того момента, как я купил соцсеть, ADL пытается уничтожить эту платформу, ложно обвиняя X* и меня в антисемитизме. Чтобы очистить имя нашей платформы от антисемитизма, у нас, похоже, нет другого выбора, кроме как подать иск о диффамации против Антидиффамационной лиги… Ирония судьбы!

Илон Маск
владелец X* (ранее Twitter*)
  • Кроме того, CCDH провел эксперимент: сотрудники Центра отобрали 300 публикаций из 100 аккаунтов, среди которых были посты, пропагандирующие антисемитизм и прославляющие нацизм. Сотрудники Центра пожаловались на эти сообщения как на записи, разжигающие ненависть. Выяснилось, что через неделю после жалобы 259 из 300 публикаций остались на платформе. 
  • Маск не впервые говорит о падении доходов от рекламы. Так, в середине июля предприниматель сообщил, что соцсеть остается убыточной — «из-за падения доходов от рекламы на 50% и большой долговой нагрузки». 
  • В 2023 году компания надеется достичь выручки в размере $3 млрд. Для сравнения, в 2021 году этот показатель составлял $5,1 млрд. 

История вопроса

  • Во время разговора с Нетаньяху Маск назвал актуальное число пользователей платформы: по его словам, у X* на данный момент 550 млн ежемесячно активных пользователей, которые публикуют 100–200 млн новых постов ежедневно. Идею введения в Twitter* платной модели доступа для всех пользователей Маск высказывал еще прошлой осенью. 
  • Бизнесмен последовательно перестраивает соцсеть под платных подписчиков. Так, в ноябре 2022-го запустили Twitter* Blue — платную подписку для пользователей, которые хотят получить синюю галочку, то есть знак верификации аккаунта ($7,99 в месяц). 
  • В конце марта 2023-го Twitter* Blue стала доступна пользователям по всему миру. Тогда Маск нашел еще один способ увеличить число платных подписчиков — запустил функцию монетизации контента: с 15 апреля во вкладке с рекомендованными постами начали появляться публикации только тех пользователей, которые подключили Twitter* Blue. 
  • От ограничений Маск перешел к расширению функционала платной подписки: также в апреле 2023-го для пользователей Twitter* Blue открылись новые возможности, например публиковать посты длиной до 10 тыс. знаков, использовать жирный шрифт и курсив. 

Прецедент

  • В Сети не так много платформ, которые работают исключительно по системе платного доступа, в основном это — соцсети для взрослых. Самые популярные примеры — OnlyFans и FriendsOnly. 
  • Так, OnlyFans — платформа, где выкладывают откровенные фото и видео, — с 2016 года работает как сервис подписки на контент с платной регистрацией. Сегодня, чтобы получить доступ к странице автора на OnlyFans, пользователь платит от $5 до $50 в месяц. При этом автор сам устанавливает стоимость выкладываемых фото и видео — это может быть как сбор за каждую единицу контента, так и ежемесячная подписка. Сервис OnlyFans забирает 20% прибыли авторов. Структура FriendsOnly похожа на OnlyFans: блогер продает пользователям «скрытый контент», то есть приватные видео или общение в режиме онлайн в закрытых чатах.
  • К экспериментам с платным доступом в последнее время присоединяются самые популярные соцсети — например, Instagram** запустил платную подписку в середине июля 2022 года: с тех пор блогеры могут установить цену за «дополнительный контент» (от $0,99 до $99,99). А в январе 2022-го стало известно, что TikTok тестирует новый сервис, который позволит авторам взимать плату за подписку на свой контент. 

* Соцсеть Twitter заблокирована на территории РФ в связи с распространением недостоверной общедоступной информации.  X — новое название соцсети Twitter.

**Meta Platforms признана в РФ экстремистской организацией и запрещена. Instagram — продукт компании Meta.

Копировать ссылкуСкопировано