Почему пользователи массово переходят из X* в Bluesky
За неделю после выборов президента США к соцсети Bluesky присоединились более 1 млн человек. В результате число пользователей платформы превысило 15 млн, приложение занимает первую строчку по популярности в App Store. Такой приток обеспечили юзеры, которые массово уходят с платформы X* после победы Дональда Трампа. Они отмечают рост дезинформации и оскорбительных постов, сообщают о проблемах с блокировкой пользователей и, по сути, выступают против Илона Маска: владелец X* поддерживает избранного президента США и возглавит при Трампе новое ведомство, которое будет заниматься повышением эффективности правительства.
В X* не предоставляют данные о том, сколько людей покинули платформу, но говорят о новых рекордах: в день выборов в США пользователи провели в соцсети 434,1 млрд секунд и опубликовали 942 млн постов. Тем не менее, по подсчетам Similarweb, уже 6 ноября число деактиваций аккаунтов превысило 115 тыс. — максимальный показатель с момента покупки соцсети Илоном Маском. Причем профили в X* закрывают не только рядовые пользователи, но и крупные бренды и ифлюенсеры — например, британская газета The Guardian, у которой более 80 аккаунтов (27 млн подписчиков в общей сложности), американская актриса Джейми Ли Кертис и тележурналист Дон Лемон.
Мы хотели сообщить читателям, что больше не будем размещать публикации в официальных аккаунтах редакции The Guardian в X*. Мы раздумывали над этим в течение некоторого времени из-за вызывающего беспокойство контента, включая крайне правые теории заговора и расизм. Президентская кампания в США лишь подчеркнула, что X* — токсичная платформа, а Илон Маск использует ее для формирования политического дискурса.
заявление редакции The Guardian
По данным Bluesky, большинство новых пользователей — из США, Канады и Великобритании. Среди них есть как британские, так и американские политики. Например, в Bluesky зарегистрировалась член Палаты представителей Конгресса США от Нью-Йорка Александрия Окасио-Кортес. Представители соцсети отметили, что «рады приветствовать новых людей — от градостроителей до свифтис». Фанаты поп-звезды Тейлор Свифт, которая на выборах поддерживала кандидата от демократов Камалу Харрис, тоже переносят свои фан-аккаунты в Bluesky.
В чем особенность соцсети Bluesky
Соцсеть Bluesky в 2023 году запустил соучредитель Twitter* Джек Дорси. Изначально попасть на платформу можно было только по приглашению зарегистрированного пользователя. Инвайты продавали за сотни долларов и разыгрывали на аукционах. Несмотря на такую систему входа, к январю 2024-го в Bluesky было уже 3,2 млн пользователей. А в феврале соцсеть отказалась от приглашений и открыла доступ для всех желающих. Тогда за сутки к сервису присоединился миллион человек.
Главная особенность Bluesky — децентрализованность, то есть у разработчиков фактически нет прямого контроля над платформой. Кроме того, пользователей привлекает настраиваемость соцсети: если в X* есть только два варианта ленты (рекомендации и посты аккаунтов, на которые подписан человек, в хронологическом порядке), то в Bluesky можно отдельно посмотреть самые популярные публикации за сутки, посты малоактивных юзеров и тематический контент (искусство, наука и т.д.). Есть и модерация спорного контента: можно полностью скрыть посты «для взрослых», фейковые аккаунты и публикации с элементами насилия и жестокости.
Bluesky стала убежищем для людей, которые хотят пользоваться соцсетями, похожими на X*, но без всей этой ультраправой активности, дезинформации, разжигания ненависти, ботов и всего остального. Более либеральное сообщество X* теперь действительно сбежало оттуда и, похоже, в массовом порядке перешло на Bluesky.
Аксель Брунспрофессор Университета Квинсленда, исследователь социальных сетей
Первая волна перехода пользователей из X* в Bluesky произошла в конце 2022 года после покупки соцсети Илоном Маском. Еще 3 млн юзеров появились у платформы Джека Дорси в сентябре 2024-го после запрета X* в Бразилии.
Какие еще альтернативы X* пользуются популярностью
Если Bluesky на первом месте в App Store, то на втором — Threads. Meta** запустила новую соцсеть летом 2023 года. В начале ноября Марк Цукерберг заявил, что ежемесячная аудитория платформы достигла 275 млн в месяц и стабильно растет со скоростью более миллиона регистраций в день.
На фоне выборов количество пользователей Threads в США тоже резко выросло: за неделю после 5 ноября число активных юзеров достигло 11 млн в день. Это на 6,8% больше, чем до начала выборов (10,3 млн). Наращивает аудиторию и Mastodon — еще одна соцсеть-аналог X*, которая отличается децентрализованной структурой и более широкими настройками приватности и безопасности: по данным на ноябрь 2024-го, у Mastodon 9 млн пользователей (в ноябре 2022-го их было 3,5 млн).
Эксперты прогнозируют, что массовый «исход» пользователей из X* продолжится. Это связано с тем, что 15 ноября в силу вступает обновленная политика конфиденциальности: в ней прописано, что X* разрешает сторонним компаниям использовать данные пользователей для обучения искусственного интеллекта. До сих пор владельцы аккаунтов могли перейти в настройки и отказаться от участия в программе.
Фото обложки: IMAGO / TASS
*Соцсеть Twitter заблокирована на территории РФ в связи с распространением недостоверной общедоступной информации. X — новое название соцсети Twitter.
**Компания Meta признана в России экстремистской.