Что произошло
За год на российских маркетплейсах число подделок техники покинувших Россию брендов увеличилось вдвое, подсчитали в IQ Technology: например, по данным агентства, доля контрафактных смартфонов на онлайн-площадках достигла 31%.
Что говорят
Участники рынка с оценками экспертов не согласны: в Ассоциации компаний интернет-торговли (Wildberries, Ozon, DNS и др.) утверждают, что доля подделок на маркетплейсах не превышает 0,1%.
В цифрах
Особенность российского контрафактного рынка в том, что больше половины потребителей покупают подделки не зная об этом, причем часто — по цене оригинала. Осознанно неоригинальные товары выбирают 15% россиян в основном чтобы «впечатлить» окружающих.
Что делать
Чтобы не нарваться на подделку, эксперты советуют запрашивать у продавцов сертификат и декларацию соответствия на продукцию, а при выкупе товара — внимательно его проверять. Например, реплики смартфонов могут отличаться от оригинала размерами, операционной системой и упаковкой.
Что произошло
- С июля 2022 года по июль 2023-го на российских маркетплейсах почти вдвое увеличилось число подделок техники брендов, покинувших Россию, выяснило агентство IQ Technology. Аналитики проанализировали 15 тыс. карточек товаров в соответствующих категориях на Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркете», «Сбермегамаркете» и AliExpress.
- Согласно результатам исследования компании, в общем объеме предложения контрафактные смартфоны сегодня составляют 31%. Для сравнения, в 2022 году их доля составляла 12%. В IQ Technology отмечают, что в сегменте смартфонов чаще всего подделывают устройства известных брендов — в том числе, Apple, Samsung и Xiaomi.
- В сегменте ноутбуков доля контрафакта год к году выросла с 22% до 31%, мелкой бытовой техники — с 15% до 34%, смарт-часов — с 35% до 63%, наушников и колонок — с 27% до 69%.
Что говорят
- В группе компаний «F+ tech | Марвел» отмечают, что за первые 5 месяцев 2023 года особенно сильно на российском рынке возросла доля поддельной аудиоэлектроники — с 10% до 25% год к году. Чаще всего это реплики наушников и музыкальных колонок известных брендов — Apple, Marshall и JBL.
- При этом сами участники рынка с оценками аналитиков не согласны. Так, в Ассоциации компаний интернет-торговли (Wildberries, Ozon, DNS и другие) заявили, что, по данным организации, доля подделок на маркетплейсах не превышает 0,1%.
- В Ozon утверждают, что компания отслеживает контрафактную продукцию, в том числе с помощью нейросетей. А в Wildberries напомнили, что перед покупкой покупатель может ознакомиться с рейтингом товаров и продавцов.
В цифрах
- В 2022 году только 15% россиян намеренно покупали поддельные товары, следует из результатов опроса Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ. По оценкам BrandMonitor, за год россияне сознательно потратили в общей сложности 198 млрд рублей на более чем 36 млн копий известных брендов.
- 43% россиян считают, что потребители покупают реплики известных брендов, чтобы продемонстрировать высокий уровень жизни. Еще 40% уверены, что покупатели просто не могут отличить оригинальную продукцию от подделки.
- При этом исследователи из ВШЭ заявили, что на российском рынке «преобладает ненамеренная покупка подделок, связанная с обманом со стороны продавца» — таких случаев покупки контрафакта 54%.
- В целом 34% россиян выразили готовность покупать реплики известных брендов. Наиболее популярны среди потребителей контрафактные товары в категориях одежда и обувь (40%), табачные изделия (22,5%) и продукты питания (21,9%).
- Электроника в топ по контрафактным покупкам не входит: спрос на товары этого сегмента (в частности — на наушники и портативные колонки), наоборот, снижается из-за опасений потребителей купить подделку, пишет «Коммерсант». Таким образом, по оценкам экспертов, падение спроса на носимую электронику (наушники, умные часы, фитнес-трекеры) на российском рынке по итогам 2023 года может составить 20% в штучном выражении.
Что делать
- Чтобы не нарваться на подделку, эксперты рекомендуют здраво оценивать цену и сравнивать ее со средней на рынке: например, смартфон на маркетплейсе действительно может стоить немного дешевле, чем в магазине, но скидка в 30–35% — уже повод насторожиться. Изучить следует и самого продавца: как правило, они занимаются дистрибуцией исключительно одного типа товаров, например электроники или косметики.
- Чтобы убедиться в оригинальности товара, потребитель также вправе потребовать у продавца два документа: сертификат и декларацию соответствия на продукцию. В этих документах отражается происхождение товара.
- Кроме того, в России некоторые товары подлежат обязательной маркировке — в том числе табак, духи и лекарства. На коробках или этикетках этих товаров должны быть QR-коды, которые можно отсканировать через приложение «Честный знак», чтобы просмотреть сведения о месте и дате производства, а также проверить характеристики продукции. Если данных в приложении нет, вероятнее всего, это поддельный товар.
- При выкупе товара стоит внимательно его осмотреть. Так, подделки среди смартфонов обычно выполнены в дизайне оригинала, но часто отличаются размерами и операционной системой. На поддельную технику Apple «умельцы» вместо iOS устанавливают Android. Упаковка контрафактных смартфонов часто сделана из бумаги низкого качества, а изображение на коробке отличается от оригинального. Реплику ноутбука известного бренда распознать сложнее, отмечаю эксперты: от оригинала он отличается в первую очередь внутренними элементами — жесткий диск, материнская плата, оперативная память и процессор могут быть заменены дешевыми аналогами.
- Эксперты также советуют всегда сохранять чек и другие документы, подтверждающие оплату товара. В случае если после покупки выясняется, что товар контрафактный, потребитель вправе обратиться в суд. Ответчиком по делу в таком случае станет продавец, который заключает договор с онлайн-площадкой, либо непосредственно производитель «реплик».
Фото обложки: Jeff Chiu / AP / TASS