Что происходит
Компания Snap закроет Zenly — соцсеть для добровольного обмена данными о местоположении. Это одно из самых скачиваемых в РФ приложений по версии Forbes.
История вопроса
В 2010-м в РФ стал популярен Foursquare, но уже в 2013-м пользователи предпочли делиться гео в соцсетях. Zenly «выстрелил» в пандемию среди подростков.
Но при этом
Использование таких приложений может иметь негативные последствия, если человек стал жертвой слежки, кибербуллинга.
Контекст
Snap уже несколько месяцев испытывает финансовые трудности. Закрытие Zenly — лишь часть масштабного плана компании по минимизации расходов.
Что происходит
Генеральный директор компании Snap, владеющей мессенджером Snapchat, Эван Шпигель объявил, что компания планирует закрыть сервис Zenly — одно из самых скачиваемых в РФ приложений по версии Forbes.
- Zenly — это соцсеть для добровольного обмена местоположением, она позволяет пользователям отслеживать по геолокации местоположение своих друзей на карте и видеть, чем они занимаются, например спят, делают покупки, учатся, работают и так далее. Также в Zenly можно отправлять друг другу смайлы и короткие сообщения.
- При этом Zenly не монетизируется — в нем нет рекламы и платных функций. Однако, по мнению экспертов, благодаря этому приложению Snap смог настроить более качественный таргетинг по геолокации в Snapchat, повысив таким образом стоимость рекламы.
- Целевая аудитория — тинейджеры. С помощью сервиса они, например, могут посмотреть, нет ли поблизости их друзей или вечеринки.
- В России сервис заработал в 2016-м, однако популярность приобрел лишь в прошлом году — и такую, что, как отметил Forbes, Россия стала для Zenly «рынком номер один».
- С января по июль 2021-го, по данным Forbes, количество российских пользователей в нем выросло с 5,5 млн до 12,1 млн. Во втором квартале того же года популярнее Zenly в России были только Telegram и TikTok. А на протяжении всего 2021-го приложение оставалось на втором месте по скачиванию после AliExpress.
В то же время некоторые пользователи Рунета отметили, что до объявления о закрытии не слышали о «популярном» приложении. Эксперты добавили, что Zenly редко упоминался в соцсетях: «Мы насчитали всего 40 000 упоминаний за 2021 год — это очень мало для социального сервиса», — заявили в маркетинговом агентстве Racurs.
История вопроса
Zenly — не первое приложение для
- С 2010-го по 2013-й в стране было популярно приложение Foursquare — с его помощью активные пользователи смартфонов, посещая кафе, музеи или другие интересные места, могли рассказать друзьям, где они побывали, и отметить свое местоположение на карте — «зачекиниться».
- В 2013 году популярность Foursquare резко снизилась — этому в том числе способствовало появление аналогичных функций в соцсетях, отметить геолокацию стало возможно практически в любой из них.
- Тогда руководство Foursquare приняло решение разделить приложение на два — Foursquare оставался сервисом для рекомендации различных мест в городе, а функции «чекинов» взял на себя Swarm. Но это, как отмечают СМИ, не привело к успеху — люди не могли понять, зачем вместо одного непопулярного приложения устанавливать два, и перестали пользоваться обоими.
- Возрождение популярности приложений для чекина произошло в период пандемии коронавируса. Многие подростки были ограничены в передвижении и вечеринках, поэтому стало популярно показывать свои действия без траты времени на визуализацию, пояснил гендиректор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин.
- «Тебе не нужно делать красивую фотографию или видео своих действий для Instagram и TikTok, не нужно текстовое описание своих занятий для «ВКонтакте» или Facebook. Важна исключительно твоя локация и род занятий. Это очень хороший повод для молодежи хоть как-то заявить о себе и пообщаться со сверстниками», — объяснил Щельцин.
- Судя по комментариям к Zenly в магазинах приложений Google Play и AppStore, с помощью Zenly пользователи из РФ следят за местоположением своих детей, находят свои утерянные вещи, в которых оставался смартфон, и узнают об изменах партнеров.
- Заменить Zenly можно похожими приложениями. Например, Family Locator позволяет получать уведомления о местоположении членов семьи, FindMyFriends — узнать, где находятся друзья пользователя в данный момент.
Но при этом
Эксперты отметили, что Zenly ориентирован на молодую аудиторию, поскольку она более открыта, чем старшее поколение, готова охотно делиться информацией о себе в Сети и «меньше думает о сохранности персональных данных».
- По мнению экспертов, функцию геолокации в своих целях могут использовать преступники. Роман Резвухин из Group-IB подчеркнул, что при использовании Zenly и аналогов приложения «надо очень аккуратно относиться к тому, кого добавляешь в друзья».
- Популярность Zenly может также привести к более широкому распространению фишинговых приложений и сайтов, похищающих логины и пароли и распространяющих вредоносное ПО.
- Эксперт по кибербезопасности в «Лаборатории Касперского» Виктор Чебышев отметил, что знание точной геолокации может иметь негативные последствия, если человек стал жертвой слежки, кибербуллинга и другого.
ИБ-евангелист Avast Луис Корронс указал, что приложение может использоваться детьми от 13 лет и порекомендовал родителям побеседовать с подростками о том, с кем безопасно делиться данными своей геопозиции, а с кем — нет.
Как отмечает TexTerra, «справедливости ради, громких скандалов, связанных с Zenly, пока что не было».
Контекст
Snap уже несколько месяцев испытывает финансовые трудности, пишет Techcrunch.
- C начала 2022 года акции компании упали почти на 80%. Во втором квартале компания сообщила об убытках в $422 млн — это в 2 раза больше показателей за тот же период в 2021 году. Шпигель предупредил сотрудников, что к 2023 году ситуация может не улучшиться.
- Как отмечают СМИ, причина в том, что компания «наняла огромное количество сотрудников во время пандемии», но «не очень хорошо пережила» этот период. Ситуацию усугубила и новая политика конфиденциальности iOS, которая запретила собирать данные пользователей без их согласия — она нанесла серьезный удар по рекламному бизнесу Snapchat.
На этом фоне Snap стремится минимизировать расходы и закрытие Zenly — лишь часть масштабного плана.
- Компания провела реструктуризацию и сократила 20% штата — по подсчетам WSJ, уволили 1,3 тыс. сотрудников. Среди прочего Snap также свернула музыкальное приложение Voisey, разработку камер для дронов Pixy и отказалась от дальнейшей разработки собственных мини-игр.
- Кроме того, компания откажется от Snap Originals — это видеопроекты, разработанные и оплаченные Snap, но произведенные сторонними компаниями. Сейчас их более 150, например «Эддисон Рэй идет домой».
- Предполагается, что эти и другие меры позволят фирме сэкономить примерно $500 млн в год. Акции Snap после публикации плана по сокращению расходов уже выросли на 16%.