Мир в огнеДеталиИнтернет

Роскомнадзор блокирует, пираты приспосабливаются. Как в России защищают авторские права

Согласно статистике Роскомнадзора, количество заблокированных в судебном порядке пиратских сайтов в России в 2021 году удвоилось.

В условиях ужесточения регулирования пираты стали активнее использовать методы обхода ограничений, а нелегальный контент по-прежнему крайне популярен у россиян.

Тенденция

В 2021 году Роскомнадзор заблокировал 59 тыс. пиратских ресурсов и их копий. В 2020 эта цифра составила 30 тыс.

Но при этом

Объем пиратского контента в Рунете при этом вырос почти на четверть, сообщили в WebKontrol.

Детали

Издатели жаловались в РКН на распространение пиратских книг в Instagram, «Эксмо-АСТ» подало в суд на Telegram по той же причине, у правообладателей музыки возникли претензии к порталу zaycev.net.

История вопроса

В РФ правообладатели впервые получили возможность в судебном порядке блокировать в Сети пиратские копии своей интеллектуальной собственности только в 2013 году.

Тенденция

Согласно статистике Роскомнадзора, количество заблокированных в судебном порядке пиратских сайтов в России в 2021 году удвоилось. 

  • За прошлый год регулятор ограничил доступ к 59 тыс. пиратских ресурсов и их копиям. За 2020 год Роскомнадзор заблокировал 30 тыс. таких сайтов.
  • В ведомстве связали эту тенденцию  с увеличением спроса населения на цифровой контент на фоне удаленной работы во время пандемии. 

С пиратами борется не только Роскомнадзор, но и сами правообладатели, а также медиа- и интернет-компании.

  • 7 февраля представители Первого канала, «СТС Медиа», ivi, Okko, «Яндекса», VK и других компаний подписали новую версию антипиратского меморандума. Он позволит удалять из поисковой выдачи домены «сайтов-рецидивистов». Под его действие попадут домены, число пиратских ссылок на которые превысит сотню. Мера не коснется легальных площадок — СМИ и соцсетей.
  • Этот вариант документа заработает только после принятия и вступления в силу законопроекта, закрепляющего данный механизм. 

Но при этом

Пираты в условиях ужесточения регулирования стали активнее использовать методы обхода ограничений, отметили эксперты.

  • Согласно данным WebKontrol, за 2021 год объем пиратского контента в Рунете вырос на 24%. По оценке аналитиков компании, число пиратских ссылок в соцсетях и других ресурсах, где контент размещают сами пользователи, удвоилось, «они и остаются крупнейшим источником пиратского контента». 
  • Тенденцию подтвердили и другие эксперты. Group-IB за 2021 год обнаружила 6 млн ссылок на пиратский контент в Рунете против 2,3 млн в 2020-м. А количество сайтов, где размещается нелегальный контент, по оценкам компании, выросло с 21,7 тыс. до 32,5 тыс.
  • В ​​Digital Rights отметили, что «пиратский контент по-прежнему популярен у россиян в силу устоявшихся привычек или отсутствия возможности купить подписку на легальный сервис». Пираты, в свою очередь, создают два-три новых сайта на один заблокированный, добавил эксперт.

Детали

С помощью сайтов, мессенджеров и соцсетей распространяются почти все виды пиратского контента — книги, фильмы и музыку.

  • Например, октябре 2021-го издатели пожаловались в Роскомнадзор на распространение пиратских книг в Instagram. Они заявили, что пользователи размещают в соцсети видео с аудиокнигами в качестве звуковых дорожек, а также ссылки на сторонние пиратские ресурсы. По данным Ассоциации по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ), в 2021 году Instagram впервые вошла в топ-3 площадок с наибольшим количеством выявленных ссылок на нелегальные копии книг — более 3 тыс. На первом месте — Telegram (35 тыс. ссылок), на третьем — YouTube (2,4 тыс. ссылок).
  • Также в 2021-м книжный издатель «Эксмо-АСТ» подал в суд на Telegram из-за распространения пиратских копий произведений. Суд обязал Роскомнадзор заблокировать доступ к книгам. 
  • Претензии у правообладателей в 2021 году возникли и к музыкальному порталу zaycev.net. Первое Музыкальное издательство через суд потребовало удалить копии песен, на которые у zaycev.net не было прав. 

История вопроса

Россияне не готовы платить за контент. Согласно опросу ВЦИОМ 2018 года, 66% опрошенных не желают платить за просмотр фильмов в сети. Почти половина респондентов тогда заявила, что, если фильм, кино или книга были выложены в Сети, то автор уже не имеет право запрещать ими бесплатно обмениваться. В 2022 году РБК опросил пользователей и тоже выяснил, что 60% продолжают смотреть фильмы нелегально.

  • Интеллектуальную собственность и авторские права в России защищает часть 4 Гражданского кодекса РФ, принятая Госдумой в 2006 году.
  • Хотя пиратские сервисы распространились в Рунете еще в нулевых, правообладатели впервые получили возможность в судебном порядке блокировать пиратские копии своей интеллектуальной собственности только в 2013-м. 
  • 1 мая 2015 года был принят закон, позволяющий навсегда блокировать пиратские сайты, если правообладатель смог доказать два случая публикаций пиратского контента на одном интернет-ресурсе. 
  • С 2017-го у правообладателей появилась возможность блокировать через суд не только сайты, размещающие нелегальный контент, но и их копии.
  • В 2018 году крупные компании, в числе которых «Первый канал», «Яндекс» и VK, подписали антипиратский меморандум. Правообладатели, подписавшие меморандум, имеют возможность во внесудебном порядке удалять из поисковой выдачи ссылки на страницы с нелегальными копиями своих произведений. Они направляются в специальный реестр, администратором которого является Медиа-Коммуникационный Союз (МКС).
  • С начала 2022-го «Яндекс.Видео» перестал показывать в поисковой выдаче ролики от хостингов, которые не подписали соглашение по борьбе с пиратством.
Копировать ссылкуСкопировано

Наш сайт обрабатывает файлы cookie. Они помогают делать сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера для персонализированной рекламы и контента, аналитических обезличенных сведений об аудитории и разработке сервисов.

Обработка данных пользователей осуществляется в соответствии с Политикой обработки персональных данных ООО «Медиа Менеджмент».