Мир в огнеДеталиКосмос

У Земли на 2 месяца появится «вторая Луна»: что известно про астероид 2024 PT5 и можно ли его увидеть невооруженным глазом

К концу сентября у Земли появится временный спутник — небольшой астероид 2024 PT5 диаметром всего 10 метров. Эта «мини-Луна» будет вращаться вокруг планеты в течение 57 дней, а потом вернется «домой» — в пояс астероидов между Марсом и Юпитером.

Когда над Землей появится «мини-Луна»

Этой осенью у Земли на короткое время появится «мини-Луна» — небольшой астероид 2024 PT5. Своей гравитацией планета способна «захватывать» небесные тела, которые оказываются на близком расстоянии и движутся с относительно низкой скоростью. Такие астероиды могут стать квазиспутниками, либо временными спутниками, двигающимися по орбите несколько часов или дней.

Что такое квазиспутник

Период обращения квазиспутников вокруг Солнца совпадает с периодом обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому такие небесные тела могут оставаться вблизи планеты на протяжении длительного времени. Приставка «квази» означает «почти», то есть квазиспутники не полноценные спутники, а временные.

У Земли было несколько таких «соседей». Это астероиды разных размеров (от десятков метров до нескольких километров в диаметре), которые остаются на орбите десятки и сотни лет. Например, в 2016 году ученые обнаружили астероид 2016 HO3, который начал вращаться вокруг Земли около 100 лет назад и сегодня считается наиболее стабильным квазиспутником планеты. В NASA предполагают, что он задержится на орбите еще на «несколько сотен лет».

В отличие от квазиспутников, астероид 2024 PT5 надолго не задержится. Астрономы из Мадридского университета Комплутенсе подсчитали, что он будет двигаться по орбите Земли с 29 сентября по 25 ноября, а затем вернется «домой» — в пояс астероидов между орбитами Марса и Юпитера.

Можно ли увидеть «мини-Луну»

Несмотря на то что астероид проведет на орбите 57 дней, с Земли «пришельца» будет трудно увидеть: его диаметр составляет всего 10 метров (похоже на длину автобуса). Для сравнения: диаметр Луны — 3474 км.

Наша «мини-Луна» будет слишком маленькой и тусклой даже для обычных любительских телескопов и биноклей. Но объект смогут рассмотреть астрономы, которые используют профессиональные телескопы.

Карлос де ла Фуэнте Маркос
профессор Мадридского университета Комплутенсе

Согласно расчетам исследователей из Мадридского университета, астероид 2024 PT5 снова выйдет на орбиту Земли в 2055 году.

Самые большие и яркие астероиды Солнечной системы

Большинство астероидов находятся в главном и самом крупном поясе — между Марсом и Юпитером. По разным оценкам, там насчитывается от 1,1 млн до 1,9 млн объектов диаметром более 1 км и еще миллионы более мелких. «Московские новости» рассказывают про самые крупные астероиды, открытые астрономами на сегодняшний день.

Карликовая планета Церера

Итальянский астроном Джузеппе Пьяцци открыл крупнейший астероид Цереру в 1801 году. Диаметр небесного тела почти достигает 1 тыс. км, на него приходится 25% от общей массы пояса астероидов. Из-за своих размеров в 2006 году Церера получила статус карликовой планеты, но — самой маленькой в этом роде. Например, Плутон в 14 раз больше Цереры.

Карликовая планета Церера
Фото: NASA

Астероид Веста

Это самый яркий астероид и единственный, который можно разглядеть с Земли невооруженным глазом, — при условии, что небо ночью ясное. Веста сформировалась довольно рано — спустя 1–2 млн лет после образования Солнечной системы. На ее долю приходится 9% от общей массы всех астероидов. Диаметр Весты — 525 км. В отличие от большинства известных астероидов, у нее есть кора, мантия и ядро.

Астероид Веста
Фото: NASA

Астероид Паллада

Его открыл немецкий астроном Генрих Ольберс в 1802 году. Паллада — третий по размерам астероид Солнечной системы, его диаметр составляет 512 км. Это небесное тело до сих пор плохо изучено. Известно, что на поверхности Паллады большое количество кратеров диаметром от 20 км до 120 км, поэтому астероид часто сравнивают с мячом для гольфа.

Астероид Паллада