Закон ЕС о цифровых рынках: в чем суть
6 марта в Евросоюзе вступает в силу закон «О цифровых рынках» (Digital Markets Act, DMA), принятый в ноябре 2022 года. Под его действие подпадают крупные технологические компании — так называемые «гейткиперы». К ним относятся ИТ-гиганты, ежемесячная аудитория которых в ЕС превышает 45 млн пользователей, а годовой оборот — €7,5 млрд за последние 3 года.
6 сентября 2023 года Еврокомиссия опубликовала список из шести технологических компаний, подпадающих под термин «гейткиперы», которые власти относят к основным монополистам рынка. В список вошли пять американских компаний — Alphabet (материнская компания Google), Amazon, Apple, Meta*, Microsoft, а также китайская ByteDance. Согласно DMA, им запрещается требовать предустановки собственного ПО, например браузеров, и использовать персональные данные, собранные одним из сервисов компании, другими ее платформами. Например, Instagram* не может использовать данные пользователей Facebook* для настройки персонализированной рекламы.
Штрафы за невыполнение требований DMA могут достигать 10% от мирового оборота компании и до 20% в случае повторного нарушения. The New York Times отмечает, что закон направлен на «ослабление власти крупнейших мировых технологических компаний» в областях электронной коммерции, социальных сетей и мессенджеров.
Это кардинальное изменение в регулировании технологического сектора. Я думаю, что другие страны по всему миру попытаются принять аналогичные законы.
Грег Тейлор
профессор Оксфордского университета, специализирующийся на конкуренции на технологических рынках
Apple разрешит европейским пользователям загружать приложения из сторонних магазинов
В январе 2024-го Apple сообщила об изменении правил для разработчиков, которые выпускают ПО для iPhone в Европейском союзе. Теперь пользователи из всех 27 стран ЕС смогут скачивать приложения из сторонних сторов, а не только из официального магазина Apple (App Store).
Новые возможности для приложений разработчиков из ЕС неизбежно создают новые риски для пользователей Apple и их устройств. Apple не может устранить эти риски, но в рамках ограничений DMA компания примет меры по их снижению.
пресс-релиз Apple
В частности, разработчики сторонних маркетплейсов должны будут проходить авторизацию и соблюдать требования, которые защищают пользователей. Кроме того, Apple снизила комиссию для приложений, которые используют альтернативные способы оплаты (не Apple Pay): вместо комиссии в 30% разработчики таких приложений будут платить по 10–17%.
Еврокомиссия уже штрафовала Apple на €1,8 млрд — за злоупотребление доминирующим положением на рынке музыкальных стриминговых сервисов для iPhone и iPad.
Google меняет поисковую выдачу
На фоне вступления в силу нового закона Google вносит ряд изменений в работу своих сервисов в Европе, включая поисковую выдачу. В частности, Google не будет продвигать свои сервисы как первый вариант в поиске: например, при поиске отелей и бронировании билетов вверху выдачи появятся сайты прямых поставщиков и агрегаторов, а не Google Flights. Кроме того, пользователям предложат согласиться или отказаться от «перекрестного» использования их данных. Если они откажутся, то связи между сервисами не будет: например, информация о бронированиях в браузере не будет отображаться в Картах Google или в Google Календаре. Также Google предоставит пользователям Android возможность выбрать браузер — вместо установки Chrome по умолчанию.
Microsoft позволит пользователям из ЕС отказываться от браузера Edge и системы Bing
Пользователи из стран ЕС смогут установить на ПК «чистую» версию Windows 11 — без встроенных сервисов от Microsoft. Так, через настройки можно будет удалить браузер Edge, деактивировать поисковую систему Bing и установить виджеты от сторонних разработчиков. Профильные СМИ отмечают, что отказаться от встроенных приложений, вероятно, смогут и потребители из других регионов: для этого при установке операционной системы нужно будет указать любую страну ЕС.
Meta* прекращает обмен данными между Instagram* и Facebook*
В Meta* заявили, что обмен данными между разными сервисами необходим исключительно для таргетинга рекламы, персонализации рекомендаций контента и более удобного обмена сообщениями. Но Еврокомиссия настаивала на выполнении требований нового законодательства. Теперь пользователи сервисов Meta* смогут «разделить» свои профили в Instagram*, Facebook* и других платформах, запретив передачу данных и персональной информацией между ними.
Изменения также коснутся таких сервисов, как
TikTok регулирует обмен данными
В ноябре 2023-го TikTok совместно с Meta* подали апелляцию на решение Еврокомиссии и попытались оспорить в суде свой статус «гейткиперов». TikTok настаивает на том, что его значимость на рынке «не так велика» по сравнению с другими крупными игроками. Судебный процесс продолжается, но с приближением 6 марта ByteDance (владеет TikTok) начала вносить изменения в работу соцсети. В частности, платформа меняет API — набор правил, по которым сервисы обменяются данными между собой. Теперь TikTok сможет делиться данными пользователей только после их согласия.
*Компания Meta признана в России экстремистской. Instagram и Facebook — продукты этой компании.
Фото обложки: European University Institute