Почему американцы переходят с TikTok на RedNote
За несколько дней до возможной блокировки TikTok в США американские пользователи начали массово скачивать Xiaohongshu — соцсеть, которую называют «китайским Instagram*». В переводе на русский Xiaohongshu означает «маленькая красная книга», а в США приложение получило название RedNote. 14 января оно поднялось на первое место по популярности в американском App Store и до сих пор остается лидером.
По данным CNN, за последнюю неделю число скачиваний RedNote на мобильные устройства в США выросло в 3 раза. Издание называет происходящее «великим соцмедиа-переселением». А Reuters со ссылкой на источники в компании сообщает, что к RedNote за 2 дня присоединились более 700 тыс. американцев. Они запустили хештег #tiktokrefugee («беженец из TikTok»), который уже собрал более 250 млн просмотров и 5 млн комментариев. В публикациях под этим тэгом пользователи критикуют правительство США за блокировку TikTok, просят советов по использованию приложения и ищут общий язык с китайскими юзерами.
Просто небольшое сообщение для американских пользователей, которые заходят сюда: пожалуйста, не несите сюда политику. Мы все здесь хотим повеселиться, мы хотим получать от этого удовольствие, и мы хотим проявить уважение к людям, которые были здесь до нас.
цитата из видео одного из американских пользователей RedNote
Исследователи рынка медиа говорят, что приток американцев в китайскую соцсеть «неожиданно привел к одной из самых органичных форм культурного обмена между США и КНР» за последние годы. Владельцы аккаунтов из азиатской страны публикуют посты, в которых выражают надежду на «конструктивный обмен идеями» и отмечают, что «обычные люди» из двух государств «никогда раньше по-настоящему не общались». В RedNote уже появились вирусные мемы на эту тему. Например, в одном из роликов, который набрал несколько тысяч лайков, молодой китаец просит «новоприбывших» американцев помочь ему с домашним заданием по английскому.
Пользователи находят творческие способы преодолевать языковые барьеры, ориентироваться в культурных различиях и сосуществовать на одной платформе. Мы в режиме реального времени следим за созданием нового сообщества. Я надеюсь, что это окажет долгосрочное влияние на культуру общения между двумя странами.
Айви Янг
технический аналитик, PR-специалист, основатель китайской консалтинговой фирмы Wavelet Strategy
Что известно о RedNote и чем соцсеть отличается от TikTok
Xiaohongshu в 2013 году основали предприниматели Миранда Ку и Шарлвин Мао. Изначально приложение называлось «Путеводитель по магазинам Гонконга» и предназначалось для китайских туристов, которые делились рекомендациями по местам для шопинга. Сегодня в числе акционеров Xiaohongshu такие технологические и инвестиционные гиганты, как Alibaba, Tencent и Temasek, а личное состояние Ку и Мао оценивается в ¥12 млрд ($1,6 млрд) и ¥18 млрд ($2,5 млрд) соответственно. В 2024 году прибыль Xiaohongshu превысила рекордные $1 млрд.
По данным исследовательской компании Qian Gua, у RedNote 300 млн пользователей, большая часть из них — молодые девушки в возрасте 20–30 лет. Самые популярные темы для публикаций — мода, косметика, путешествия и еда. Интерфейс и функционал приложения похожи на TikTok, Instagram* и Pinterest: там можно публиковать текстовые посты и короткие видео, запускать онлайн-трансляции, общаться в ветках комментариев, покупать товары и делиться отзывами на них. Рекомендательная лента формируется преимущественно на основе интересов юзеров, при этом подписка на конкретных блогеров почти не учитывается. Считается, что это мотивирует авторов создавать более оригинальный контент.
Несмотря на то что соцсеть Xiaohongshu считается одной из самых популярных в Китае, она до сих пор не привлекала пользователей за пределами китаеязычного мира. Главное отличие RedNote от TikTok в том, что приложение не адаптировано для англоговорящих юзеров: до декабря 2024-го 85% трафика приходилось на КНР. В настройках можно изменить язык интерфейса, но большая часть публикуемого контента — все равно на китайском. Reuters со ссылкой на источники в компании пишет, что приток американцев «застал RedNote врасплох»: разработчики в спешке ищут способы модерировать англоязычный контент и создают инструменты для перевода постов с китайского.
Как зарегистрироваться в RedNote
Китайская соцсеть доступна в App Store, Google Play и других магазинах приложений. Для регистрации можно использовать аккаунт Apple или Google. РБК пишет, что в соцсети уже можно наткнуться на посты русскоязычных юзеров.
Скептики напоминают, что у RedNote и TikTok есть серьезное сходство: обе компании базируются в Китае. Американский Forbes пишет, что Xiaohongshu тоже собирает огромное количество персональных данных (IP-адрес, местоположение, предпочтения по тематике контента) и может стать следующей целью Вашингтона. Но у тиктокеров и на этот счет есть мемный ответ.
Я собираюсь загружать RedNote на свой телефон. Я собираюсь разрешить ему отслеживать, что я делаю в других приложениях, а также мое местоположение и все мои контакты. Это будет маленькое окошко, через которое мой личный китайский шпион будет видеть все, что я делаю.
цитата из видео американского пользователя в TikTok
Аналоги TikTok: какие еще соцсети выбирают пользователи из США
«Беженцы из TikTok» активно регистрируются не только в RedNote, но и в других соцсетях-аналогах популярного приложения.
- Lemon8 — второе место по числу скачиваний в американском App Store. Сервис называют «клоном» TikTok. В приложении можно обмениваться фотографиями и видео, а также фильтровать контент в зависимости от интересов: есть, например, тематические ленты «еда», «путешествия», «технологии» и «макияж». Проблема в том, что Lemon8 тоже принадлежит китайской ByteDance и имеет все шансы попасть под запрет в США раньше других аналогов TikTok, пишет The Wall Street Journal.
- Clapper — третье место по числу скачиваний в американском App Store. Как и TikTok, американское приложение Clapper предлагает листать вертикальные видео. Но есть несколько особенностей: аналог доступен только для пользователей старше 17 лет и не содержит рекламы. Авторы контента могут зарабатывать, например, получая подарки и донаты во время прямых трансляций. Business Insider пишет, что контент в Clapper «грубее», чем в других соцсетях: попадаются секс-видео и ролики со сценами жестокости.
- Flip — пятое место по числу скачиваний в американском App Store. Сервис больше ориентирован на шопинг: как и в случае с TikTok Shop, пользователи могут делиться обзорами на товары и приобретать вещи из рекламных роликов не выходя из приложения.
Фото обложки: Visual China Group / TASS
*Компания Meta признана в России экстремистской. Instagram — продукт этой компании.