За чем следить
В феврале «Роскосмос» отправит корабль к МКС, чтобы доставить домой трех космонавтов, которые застряли на орбите после аварии на «Союзе».
Причины
В NASA и «Роскосмосе» пришли к выводу, что «Союз» был поврежден микрометеоритом. Его размер сопоставим с песчинкой, но двигался он на огромной скорости.
Прецедент
На МКС неоднократно возникали нештатные ситуации, с которыми космонавты успешно справлялись. В 2007 году им пришлось выйти в открытый космос, чтобы починить солнечную батарею, в 2013-м — ликвидировать утечку аммиака.
Что посмотреть
Об авариях на космических кораблях сняты фильмы «Время первых», «Салют-7» и «Гравитация».
За чем следить
Россия направит корабль к Международной космической станции, чтобы вернуть на Землю трех космонавтов, которые застряли на орбите из-за аварии. Об этом сообщил глава «Роскосмоса» Юрий Борисов.
- 20 февраля 2023 года в беспилотном режиме корабль «Союз МС-23» отправится к МКС, где находятся члены экипажа поврежденного «Союза МС-22»: россияне Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин, а также американский астронавт Франсиско Рубио. Поврежденный «Союз МС-22» также спустят на землю в беспилотном режиме.

Фото: Dmitri Lovetsky / POOL / EPA / TASS
- О внештатной ситуации на «Союзе МС-22» «Роскосмос» сообщил 15 декабря 2022-го — из-за повреждения внешней обшивки разгерметизировался приборно-агрегатный отсек пилотируемого корабля. Произошла утечка охлаждающей жидкости из радиатора, температура на корабле повысилась до 30 градусов. В «Роскосмосе» отметили, что это некритично для работы техники и комфорта экипажа МКС. Однако Прокопьеву и Петелину пришлось отложить запланированный выход в открытый космос.
- Эксперты отмечают, что ремонт поврежденного радиатора на «Союзе МС-22» нецелесообразен ввиду высокой сложности и больших затрат.
- Сам корабль остается герметичным, угрозы жизни космонавтов нет, заявили в «Роскосмосе». Однако в корпорации выразили обеспокоенность по поводу того, смогут ли все находящиеся на орбите вернуться на Землю в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Дело в том, что после повреждения «Союза» на МКС осталась только одна действующая спасательная капсула — космический корабль SpaceX Crew Dragon. В ней четыре места, а на борту космической станции находятся семь человек (Николь Манн и Джош Кассада из NASA, россиянка Анна Кикина и японец Коити Ваката).
- Однако, по словам представителей «Роскосмоса», если за несколько недель до 20 февраля на МКС все же возникнет «особо критическая» ситуация, специалисты рассмотрят возможность использования поврежденного корабля «Союз» для спасения экипажа.
Причины
Сразу после аварии было высказано три предположения о том, что могло ее вызвать: попадание микрометеорита (в ночь на 15 декабря Земля проходила сквозь метеорный поток Геминиды) или космического мусора, который, по оценкам специалистов, представляет угрозу для космических аппаратов. Рассматривалась также версия технического повреждения радиатора во время процесса изготовления. Она не подтвердилась.
- После проведения исследований в NASA и «Роскосмосе» пришли к выводу, что «виноват» все-таки один из метеороидов. Это фрагменты камня, которые летают вокруг Земли со скоростью до 27 тыс. км/ч. Для сравнения: пуля летит куда медленнее — 300–800 м/с.
- Метеороид, повредивший «Союз», был размером с песчинку, он летел на скорости 7 тыс. м/с и проделал отверстие диаметром менее 1 мм, но этого оказалось достаточно для разгерметизации.
- МКС сконструирована с учетом опасности поражения орбитальным «мусором» и метеороидами, она снабжена системами активной и пассивной защиты. Но, как подчеркивают эксперты, могут возникнуть экстремальные ситуации: одно дело, если космический «камушек» пролетает по касательной, а другое, если они летят встречными курсами.
- «Мы не находимся в полной безопасности на космической станции. Мы не можем защититься от всех угроз», — отметил президент и исполнительный директор Axiom Space Майкл Суффредини.
Прецедент
На МКС и раньше происходили нештатные ситуации, с которыми космонавты успешно справлялись.
- 25 апреля 2001 года из-за отказа всех трех главных бортовых компьютеров американского сегмента станции была потеряна связь с Центром управления полетами в Хьюстоне (США). Переговоры с экипажем пришлось вести через пристыкованный к МКС американский шаттл Endeavour. Позже выяснилось, что поломка произошла в устройстве хранения информации, где были повреждены файлы на жестких дисках.
- 8 февраля 2005 года отказал американский гироскоп, и станция потеряла ориентацию. Управление МКС с помощью гироскопов было восстановлено через 5,5 часа. Все это время ее ориентация поддерживалась российскими двигателями.
- 30 октября 2007 года при развертывании солнечной батареи запутался направляющий трос и повредил солнечную панель. Американским астронавтам Скотту Паразински и Дагласу Уилоку пришлось выйти в открытый космос, чтобы устранить неполадку, — они скрепили место повреждения стяжками.
- 9 мая 2013 года на внешней поверхности МКС была обнаружена утечка аммиака: астронавты заметили небольшие белые хлопья. Причиной стала трещина в системе охлаждения одной из восьми солнечных батарей на американском сегменте МКС. Угрозы для жизни экипажа не было — энергетическая система станции полностью обеспечивала потребности орбитального комплекса. Астронавты Кристофер Кэссиди и Томас Машберн 11 мая вышли в открытый космос и заменили насос, который был источником утечки.
- 11 октября 2018 года ракета-носитель «Союз-ФГ» не смогла вывести космический корабль «Союз МС-10» с новым экипажем МКС на орбиту, но космонавтам удалось эвакуироваться в спасательном аппарате на Землю. Члены миссии, россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг, во время аварийного спуска перенесли перегрузки в 7g, но назвали их терпимыми. «Это можно сравнить с тем, как будто вам поставили на грудь бетонный блок. Перегрузка 7 единиц значит, что вес этого блока будет равен семи вашим весам», — рассказал Овчинин. Он подчеркнул, что во время тренировок приходилось испытывать и более серьезные нагрузки. Для сравнения: при взлете обычного самолета пассажиры в салоне испытывают перегрузку в 1,5 g. По международным нормам предельно допустимое значение перегрузок для гражданских лайнеров составляет 2,5 g.
Что посмотреть
В фильмах космические передряги, в которые попадают космонавты, показаны куда эффектнее, чем в реальной жизни, — режиссеры приукрашивают действительность ради зрелищности.
- «Время первых» (Россия, 2017) рассказывает о первом выходе в открытый космос. Старт «Восхода-2» сопряжен с большим риском: на отладки технологии и тренировки космонавтов осталось мало времени, тестовый корабль взорвался. Однако военный летчик Павел Беляев и его напарник Алексей Леонов убеждают руководство, что необходимо рискнуть. Чтобы выполнить задание и вернуться живыми домой, космонавтам придется пройти через тяжелые испытания, среди которых — кислородное отравление, ручной спуск с орбиты с посадкой в незапланированном районе на Урале и выживание в холодном пермском лесу.
- «Салют-7» — еще один российский фильм 2017 года, основанный на реальных событиях. По сюжету космическая станция «Салют-7», находящаяся на орбите в беспилотном режиме, неожиданно перестает отвечать на сигналы центра управления полетами. Советские космонавты должны проникнуть на нее и «оживить». Им предстоит столкнуться с пожаром, прорывом системы водоснабжения и прочими трудностями.
- «Гравитация» (2013 год, США) рассказывает о том, как двое членов экипажа выживают после столкновения корабля с космическим мусором. Им предстоит добраться до МКС, которая по сюжету также разрушена космическим мусором и уже опустела, после чего — добраться до китайской космической станции «Тяньгун». Ученые отмечают, что фильм фантастический.